Медоуказчики выучили призывы местных

Птицы в Мозамбике откликались на один призыв, а в Танзании — на другой

Двое исследователей из Кембриджского университета и Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе обнаружили, что африканские птицы медоуказчики, которые приводят людей к пчелиным гнездам, различают призывы людей. Охотники за медом из разных мест призывают птиц по-разному, и птицы, видимо, запоминают эти сигналы. Медоуказчики в Танзании и Мозамбике с большей вероятностью реагировали на призывы местных, чем на призывы иностранцев или просто человеческую речь. Исследование опубликовано в Science.

Большие медоуказчики (Indicator indicator) питаются пчелиным воском, яйцами и личинками. Но самостоятельно птицы добраться до пчел не могут, поэтому они приводят к гнездам людей, которые умеют вскрывать их и усмирять пчел. Людям достается мед и личинки, а птице — пустые соты и остатки, которые не забрал человек. Чтобы обратить внимание человека на себя, медоуказчики издают особый крик. Сами люди, как выяснили ученые несколько лет назад, тоже издают особые звуки, чтобы привлечь медоуказчиков — и птицы отзываются на них. При этом в разных районах Африки призывы различаются. Например, люди яо на севере Мозамбика издают громкую трель и ворчание, а люди из племени хадза на севере Танзании мелодично свистят. О том, как призывать птиц, охотникам рассказывают их отцы или другие старейшины — то есть эти сигналы достаточно постоянны и являются частью культуры.

Клэр Споттисвуд (Claire Spottiswoode) из Кембриджского университета и Брайан Вуд (Brian Wood) из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе исследовали, различают ли медоуказчики разные призывы. Медоуказчики умеют направлять людей, по-видимому, с рождения: они делают это даже в тех местах, где люди редко за ними следуют. Кроме того, они реагируют на очень разнообразные призывы, независимо от того, сталкивались ли с ними ранее. Однако ученые предположили, что медоуказчики изучают и запоминают сигналы, которые посылают им люди, и в итоге вырабатывают предпочтение к тем звукам, которые они слышат чаще.

Ученые провели чуть больше 70 вылазок за медом в Национальном заповеднике Ниасса в Мозамбике и столько же — в горах Кидеро на севере Танзании. Во время каждой вылазки они воспроизводили разные звуки — местный призыв, неместный призыв и произвольный звук человеческой речи (охотник за медом называл свое имя). В Танзании медоуказчики отзывались на местные свистки хадза в 82 процентах случаев, а на призывы яо или контрольные звуки — в 24–26 процентах. Медоуказчики Мозамбика реагировали на привычные для них трели яо в 73 процентах случаев, на контрольные звуки — в 50 процентах случаев, а на свистки хадза — в 26 процентах.

Исследователи проверили, не связано ли это предпочтением с тем, что определенные звуки лучше передаются в разных средах. Они сравнили акустическое затухание всех звуков в каждой среде и обнаружили лишь то, что свист в целом затухает медленнее, чем трель — но от среды это не зависит. Тогда они заключили, медоуказчики учатся предпочитать те сигналы, которые слышат чаще всего. Вероятно, это является эволюционно стабильной стратегией, облегчающей сотрудничество с людьми.

А различие призывных сигналов у разных африканских народов может быть связано с их образом жизни. Люди хадза — охотники, и, возможно, используют свист, чтобы подражать самим птицам и скрывать свое присутствие от других животных, за которыми охотятся. А вот люди яо охотятся меньше — в основном они занимаются сельским хозяйством и рыболовством. Их заметный сигнал, напротив, мог бы отпугивать опасных животных. В пользу этого предположения говорит то, что в Мозамбике птицы чаще откликались на обычную человеческую речь, чем на свист людей хадза.

Сотрудничество между людьми и медоуказчиками продолжается по крайней мере несколько столетий. Ранее зоологи обнаружили, что это сотрудничество крепнет из-за обилия конкурентов — животных, которые тоже поедают пчелиный воск, но с птицами не делятся. Среди таких животных оказались павианы, мангусты и птицы-носороги.

Биологи сняли на видео лишенную щупалец глубоководную медузу с рачком-пассажиром