Прогноз температуры морской поверхности спасет китов и черепах от сетей

Он позволяет предсказать, когда эти животные покинут привычные места в поисках прохлады и куда они направятся

Прогноз температуры морской поверхности с помощью глобальных и региональных климатических моделей смог эффективно предсказать риски пересечения местообитаний китов с расставленными в Калифорнийском заливе рыболовными сетями за 1,5 месяца, а головастых черепах — за 6,5 месяца. Если внедрить такой экологический прогноз в промышленную практику, то можно уберечь этих животных во время волн жары, когда они покидают привычные места в поисках прохлады места и рискуют попасть в сети. Об этом говорится в исследовании, которое опубликовано в журнале Nature Communications.

Изменение климата повысило важность не только метеорологических, но и экологических прогнозов: чтобы эффективно управлять биологическими ресурсами, важно уметь предугадывать состояние экосистем и их отклик на экстремальные климатические события. Например, во время морских волн жары меняется пространственное поведение животных — они перемещаются в поисках более прохладных мест. В такие моменты они могут заплывать в рыболовные сети, хотя изначально такие сети расставляют с учетом местообитаний охраняемых видов. Возможность заранее предсказывать такие риски в пространстве и времени смогла бы уберечь этих животных и сделать рыбный промысел более устойчивым.

Ученые под руководством Стефани Броуди (Stephanie Brodie) из Калифорнийского университета в Санта-Крузе разработали новый принцип экологического прогнозирования для рыбного промысла. Они использовали глобальные региональные климатические модели, чтобы предсказать температуру морской поверхности в районе Калифорнийского течения. Свои прогнозы они сверили с ретроспективными данными об этом показателе с 1981 по 2020 годы.

После получения прогноза температуры морской поверхности авторы рассчитывали индекс сжатия среды обитания — показатель, который описывает изменение пригодной для кормления китов прохладной зоны вдоль берега. Когда эта зона сжимается, возрастает риск того, что киты подойдут ближе к побережью и запутаются в сетях, расставленных там для ловли крабов. Также предсказание температуры морской поверхности позволило ученым выявить точки и временные промежутки, в которых возрастает риск попадания в сети головастых морских черепах Caretta caretta — этот показатель они назвали TOTAL.

Прогнозы индекса сжатия среды обитания для китов оказались точными на период от двух недель до полутора месяцев, но сохраняли достоверность на срок до 8,5 месяца. Прогнозы TOTAL для черепах имели еще большую предсказательную силу: они были точными на период до 6,5 месяца, а по некоторым метрикам до 11,5 месяца. Авторы отметили, что внедрение таких прогнозов в практику рыбохозяйственного промысла будет давать управленцам несколько месяцев для коррекции вылова и поможет сохранить биологические ресурсы в условиях все более частых морских волн жары.

Недавно европейские ученые продвинулись в прогнозах меганаводнений: они установили, что 99,5 процента таких событий можно предсказать, если разные страны будут регулярно обмениваться результатами гидрологического мониторинга.

Россия заняла третье место в мире по объему неутилизируемого пластика