Происхождение сяньби связали с популяциями Большого Хингана и бассейна Амура

Палеогенетики секвенировали ДНК древних кочевников из Внутренней Монголии

Китайские палеогенетики прочитали ДНК людей, останки которых нашли в древнем некрополе сяньби. Ученые пришли к выводу, что эти люди происходили из популяций, проживавших в районе хребта Большой Хинган и бассейна. По мере продвижения кочевников на юг они не только со временем перешли к оседлому образу жизни, но и стали смешиваться со своими соседями. Результаты исследования опубликованы в журнале Archaeological and Anthropological Sciences.

После распада в конце I века нашей эры кочевой империи хунну их место в качестве самого могущественного кочевого объединения в Восточной Евразии заняли сяньби — союз племен, выделившийся в III веке до нашей эры из объединения дунху. Предполагается, что свое название сяньби получили в честь одноименной горы, расположенной в верховьях Амура или на территории Внутренней Монголии. Большинство ученых склоняются к тому, что эти племена говорили на монгольских языках. Однако существуют и менее популярные предположения, что они были носителями тунгусо-маньчжурских или тюркских языков (причем, возможно, внутри объединения не было единого языка). Основными занятиями сяньби были животноводство и охота. Кроме того, они периодически совершали набеги на Китай. В конце IV века нашей эры одному из сяньбийских племен удалось создать империю Северная Вэй, которая просуществовала около полутора столетий.

Цай Давэй (Dawei Cai) из Цзилиньского университета совместно с коллегами из Китая решил уточнить историю происхождения сяньби с помощью методов палеогенетики. Для анализа они отобрали останки 21 человека, обнаруженные в сяньбийском некрополе во Внутренней Монголии, где в общей сложности археологи раскопали 17 могил конца II века нашей эры. Кроме того, они привлекли для исследования ранее опубликованные геномы представителей этого кочевого союза, а также населения, проживавшего в соседних регионах до возвышения и после исчезновения с исторической сцены этого объединения.

Митохондриальную ДНК ученые секвенировали из всех образцов. Эти люди оказались носителями 11 гаплогрупп, среди которых: C (C4a1a4 и C5d1), D4 (D4, D4a1, D4c2b, D4e1, D4e5a, D4j + 16288 и D4m), М32’56 и N9a1. Полученные результаты говорят о том, что большинство проанализированных людей были носителями материнских линий, которые были распространены среди популяций Северо-Восточной Азии. При этом гаплогруппу N9a1 ранее определили у одного человека позднего неолита из бассейна Силяохэ (северо-восток Китая) и индивида железного века из верховий Хуанхэ, а M32’56 встречалась у людей из Таиланда и других стран Юго-Восточной Азии. Это свидетельствует о том, что некоторые материнские линии попали к сяньби от восточных и юго-восточных популяций Азии.

Разнообразие Y-хромосомных гаплогрупп в популяции сяньби оказалось заметно ниже, чем митохондриальных. Всего в выборке присутствовали восемь мужчин, но последовательность Y-хромосомы двух из них ученые прочитали плохо, чтобы определить гаплогруппу. Оставшиеся шесть человек оказались носителями гаплогруппы C, четверо из которых принадлежали к одной и той же субкладе C-F1756. К ней также принадлежали несколько кочевников, чьи последовательности ДНК были прочитаны раньше.

С низким покрытием ученые прочитали девять ядерных геномов сяньби. Анализ последовательностей их ДНК показал, что среди этих людей не было близких родственников, кроме того, в них отсутствовали свидетельства недавнего инбридинга. Семь из девяти проанализированных индивидов оказались генетически близки к сяньби из бассейна Амура, живших примерно на сто лет раньше, а также к неолитическому населению Амурского региона. В генофонде всех этих людей присутствовала общая предковая компонента древних северо-восточных азиатов (ANA), появившихся в этом регионе в позднем палеолите. Генетически близки к исследованной выборке оказались двое более поздних кочевников из Монголии. Одного из них исследователи связали с поздними сяньби, а другого — с жужани.

Оставшиеся два человека из проанализированной выборки отличались от основной группы. Геном одного из них на графике главных компонент оказался смещен в сторону восточноазиатских земледельцев. Вклад последних с помощью программы qpAdm исследователи оценили примерно в 13,9 процента, используя в модели население бассейна Хуанхэ позднего бронзового/раннего железного веков. Другой геном был смещен в сторону более западных популяций и попал в пределы генетической изменчивости современного монголоязычного населения. Если использовать в модели популяцию, обозначенную как поздние хунну_сарматы, то доля примеси от этой предковой компоненты составляла 18,3 ± 6,7 процента. Ученые заключили, что, по-видимому, на ранней стадии сяньби не смешивались или почти не смешивались с соседями. Однако по мере продвижения на юг кочевники не только перешли к оседлому образу жизни, но и начали генетически смешиваться с местным населением.

Ранее на N + 1 рассказывали, что в Китае нашли гробницу знатного человека, жившего во времена империи Северная Вэй. Завернутые в шелковые ткани останки покойного обнаружили в хорошо сохранившемся лакированном гробу, который находился в погребальной камере, украшенной многочисленными фресками.

Жертву убийства 5200-летней давности из Дании назвали мигрантом с севера