Археологи обнаружили в Китае украшенную фресками гробницу времен династии Северная Вэй

Захоронение датировали V-VI веками нашей эры

Археологи раскопали в Китае гробницу знатного человека, жившего во времена империи Северная Вэй. Завернутые в шелковые ткани останки покойного обнаружили в хорошо сохранившемся лакированном гробу и датировали 424–564 годами нашей эры. Стены и потолок погребальной камеры этого человека украшали многочисленные фрески. Среди найденных артефактов оказались лаковые изделия, а также флаги и флагштоки. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Archaeological Research in Asia.

В начале IV — первой половине V века нашей эры территории современного Северного Китая стали ареной противоборства разных племен. В этой борьбе преуспели племена тоба, выделившиеся из союза кочевников сяньби, которые, по всей видимости, были протомонголами. В конце IV века вождь Тоба Гуй сумел добиться независимости, став основателем государства и династии Северная Вэй (386—534/535 годы). За исключением периода становления, в истории этой империи принято выделять два периода, исходя из города, где находилась ее столица: Пинчэн (398–494 годы) и Лоян (494–534 годы).

По мере роста государства в нем все больше усиливалось китайское влияние, особенно после переноса столицы в Лоян (территория современной провинции Хэнань), распространялся буддизм. Элита постепенно отказывалась от своих традиций. Однако в конечном счете это привело к недовольствам, вылившимся в восстания. Они закончились разделом государства на две части, которые вскоре и сами прекратили свое существование.

Го Вэнь Чжан (Guowen Zhang) из Наньчанского университета совместно с китайскими коллегами исследовал могильник Ци Ли Цунь (Qilicun), обнаруженный в провинции Шаньси, где в древности находился столица империи Северная Вэй — город Пинчэн (современный Датун). В общей сложности на этом памятнике археологи раскопали 86 гробниц, одной из которых они посвятили новую статью. Она представляет собой непотревоженную и хорошо сохранившуюся гробницу № 29, которая, судя по радиоуглеродному анализу, датируется примерно 424–564 годами нашей эры.

Стены и куполообразный потолок погребальной камеры этой усыпальницы украшают многочисленные фрески, включая сцены с изображениями людей, животных и растений. В частности, изображенный на потолке лотос позволил предположить, что умерший был буддистом. Одна из фресок представляет собой сцену с владельцем гробницы и его женой, которые пируют в своем доме в сопровождении слуг и музыкантов. Внутри камеры археологи обнаружили керамические изделия, покрытые глазурью, бронзовые и лакированные предметы, а также кости овец и крупного рогатого скота. Однако самой ценной находкой, по мнению исследователей, оказался хорошо сохранившийся гроб, изготовленный из лакированного дерева.

На деревянном ящике лежали два флага и два флагштока — свидетельства особого ритуала и/или достаточно высокого социального статуса умершего. По словам археологов, внутри гроб был разделен на верхнюю и нижнюю часть. В верхней части находились человеческие останки в сопровождении глиняного горшка, лакированных тарелки, чаши и чашки. В нижней же исследователи нашли большое количество растительных остатков: проса обыкновенного (Panicum miliaceum), лещины разнолистной (Corylus heterophylla) и зизифуса настоящего (Ziziphus jujuba).

Сами останки человека оказались обернуты шелковыми тканями, поэтому антропологическую информацию ученые смогут получить лишь после того, как реставраторы закончат работу с текстилем. При этом исследователи отметили, что на голове у умершего сохранился черный капюшон — популярный головной убор среди представителей рода Тоба. Более того, многие люди, изображенные на фресках этой гробницы, также носили похожие капюшоны.

Ранее на N + 1 уже рассказывали об одном захоронении времен империи Северная Вэй. Тогда археологи обнаружили парное захоронение обнимающихся мужчины и женщины, живших около 386–534 годов нашей эры. По мнению ученых, женщина пожертвовала собой, чтобы быть похороненной в объятиях своего почившего мужа.

Неандертальцы отопили пещеру торфом и навозом