Движения людей выдали их намерение найти информацию

Наблюдателям было достаточно видео без звука и лица

Характер движений человека подсказал другим людям, что этот человек занят поиском информации и даже позволил определить, какого рода информации. Так, 500 участников исследования, которое провели американские психологи, смогли отличить, когда человек трясет коробку, чтобы понять сколько в ней предметов, а когда совершает это же действие, чтобы определить форму объекта внутри. Наблюдая за действиями людей, участники не видели выражения их лиц и не слышали звуков, сопровождающих эти действия. Статья опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Иногда люди совершают некоторые действия для того, чтобы физически приблизиться к цели, например, идут, чтобы добраться до нужного места, дергают ручку двери, чтобы войти в собственную квартиру. Однако есть действия, даже механически те же, что описаны выше, но которые совершаются, чтобы получить информацию, узнать что-то об окружающем мире. Скажем, мы идем на обзорную экскурсию по зданию учебного заведения или офису, чтобы узнать, где и что расположено, или, покидая дом, дергаем ручку двери, чтобы проверить заперта ли она.

Первый вид действий неплохо изучен, и известно, что люди умеют понимать подобные действия другого человека. Точнее, наблюдая за движениями другого человека, люди могут предполагать, для чего совершается такое действие, и каким будет следующий за этим действием шаг. Однако в меньшей степени ясно, может ли один человек, просто наблюдая за действиями другого, понять, что этот другой пытается узнать.

Группа исследователей под руководством Чеза Файерстоуна (Chaz Firestone) из Университета Джонса Хопкинса провела пять экспериментов, в каждом из которых участвовали сто уникальных участников-наблюдателей. В первом эксперименте 16 добровольцев-игроков, встряхивая непрозрачную коробку, в одном раунде узнавали 5 или 15 монет в ней, а во втором определяли, помещена в коробку сфера или куб. Затем видео с выполнением этого задания увидели сто участников-наблюдателей, которые угадывали, на какой записи игрок оценивает количество монет, а на какой — форму предмета. Но при этом видео проигрывались без звука и в кадр не попадала голова человека, а значит, не было видно выражение лица в процессе выполнения задания. Все игроки прошли задание без ошибок, а точность ответов наблюдателей составила 76,2 процента (p <0,0001). Узнать, как выглядели эксперименты глазами наблюдателей можно тут.

Далее ученые заинтересовались, изменятся ли результаты наблюдателей, если игроки не смогут так хорошо проходить свою часть эксперимента. Чтобы выяснить это, во втором эксперименте 18 игроков в одном раунде оценивали, сколько в коробке монет — 9, 12 или 16, в другом — какая фигура спрятана внутри — сфера, цилиндр или куб. Задание для наблюдателей не изменилось. Так как игроки выбирали между большим числом вариантов и сами эти варианты было труднее отличить, то только четверо игроков верно ответили в двух раундах. Тем не менее, точность ответов наблюдателей снизилась несущественно — она составила 65,9 процента (p <0,0001).

В третьем эксперименте исследователи заменили монеты на небольшие кубики, кубиков в коробке всегда было 20, но игроки считали, что их там может быть 15, 20 или 25. Задание на определение формы осталось тем же, что и во втором эксперименте. Наблюдатели снова угадывали, на какой записи игрок оценивает количество предметов, а на какой — их форму, и снова успешно — с точностью 63,69 процента (p <0,0001).

Выполняя первые эксперименты, наблюдатели слушали подробную инструкцию, такую же, как и игроки. То есть наблюдатели знали, сколько предметов может лежать в коробке и что это за предметы. Четвертый эксперимент по структуре повторял третий, но теперь наблюдатели не слышали инструкций, они лишь знали, что на одном видео игрок будет угадывать число каких-то предметов, а на втором — форму каких-то объектов. А в пятом эксперименте, который снова повторял по структуре третий, наблюдатели не знали ничего. Они лишь увидели видео без звука и ответили на вопрос: «Для чего игроки трясут коробки?»

Оказалось, что даже значительное удаление контекста, как в четвертом эксперименте, существенно не снизило точность ответов наблюдателей — 63,72 процента (p <0,0001). Более того, при отсутствии контекста, как в пятом эксперименте, 75 наблюдателей догадались, что люди на видео пытаются узнать какую-то информацию о содержимом коробок, а 74 из них предположили, что люди на видео определяют форму и количество предметов внутри коробки. Исходя из этих данных, авторы предполагают, что люди так тонко воспринимают движения тела других людей, что этих движений достаточно для того, чтобы не просто определить, что человек занят поиском информации, но и для того, чтобы предположить, какого рода информацию он ищет.

А пока в научных лабораториях люди следят за движениями других в научных целях, злоумышленники заняты тем же, но с целью наживы. Они придумали алгоритм, который во время видеозвонка отслеживает движения рук и по ним восстанавливает набранный текст. Так пароли и важная информация могут попасть в нежелательные руки.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Признания знаменитостей в паническом расстройстве повысили его выявляемость почти в 9 раз

Исследование охватило все население Южной Кореи за 18 лет