В Испании нашли 25 неандертальских костяных ретушеров

Их раскопали на памятнике Сопенья

Группа испанских археологов исследовала останки животных, обнаруженные в мустьерском слое памятника Сопенья — стоянки под скальным навесом, раскопанной в провинции Астурия. Среди более чем 5,5 тысячи находок ученые выявили 25 костяных ретушеров, изготовленных неандертальцами не меньше 43,5 тысячи лет назад. Почти все артефакты представляли собой фрагменты длинных костей, длина которых варьировала от 47 до 130 миллиметров, а ширина — от 16 до 47 миллиметров. В 18 случаях неандертальцы сделали ретушеры из костей благородного оленя (Cervus elaphus), еще в двух — из останков пиренейской серны (Rupicapra pyrenaica). Об этом сообщается в статье, опубликованной в International Journal of Osteoarchaeology.

Обычно считалось, что неандертальцы не делали (или почти не делали) костяных орудий. Однако подобные артефакты все же иногда встречаются на их стоянках. Например, большую коллекцию неандертальских костяных орудий археологи обнаружили в Чагырской пещере, расположенной на Алтае. Здесь, среди прочего, исследователи раскопали примерно 1200 костяных артефактов, больше тысячи из которых представляли собой ретушеры (подробнее о неандертальцах из этой пещеры читайте в материале «Из клана Окладникова»). Недавно еще 103 костяных предмета археологи обнаружили во французском гроте Ше-Пино. Большинство из них также оказались ретушерами, которыми древние люди заостряли скребла. Но почти два десятка находок, по-видимому, использовались в других целях.

В Средиземном море нашли обломки торгового судна эпохи бронзы