Во французском гроте Ше-Пино обнаружили неандертальские костяные орудия

Археологи нашли 103 предмета, возраст которых составляет 60-65 тысяч лет

Археологи, работавшие во французском гроте Ше-Пино, обнаружили коллекцию костяных артефактов, изготовленных неандертальцами. В общей сложности в распоряжении археологов оказались 103 предмета, большая часть из которых представляет собой ретушеры. Как сообщается в препринте исследования, выложенном на сайте bioRxiv.org, возраст находок составляет примерно 60–65 тысяч лет.

Обновлено: 14 июня 2023 года статью опубликовали в журнале PLoS ONE.

С глубокой древности человек использовал кость в качестве материала для изготовления орудий труда, личных украшений, музыкальных инструментов и разного рода статуэток. Это сырье получило популярность в эпоху верхнего палеолита, когда по миру расселились люди современного анатомического типа. Однако костяные артефакты встречаются и на более древних памятниках.

Обычно принято считать, что неандертальцы не делали (или почти не делали) костяные орудия. Однако подобные артефакты иногда все же встречаются, на их стоянках. Самый яркий пример — это Чагырская пещера, расположенная на Алтае. Здесь, помимо прочего, археологи обнаружили примерно 1200 костяных артефактов, больше тысячи из которых представляют собой ретушеры. По последним оценкам, возраст этих находок составляет от 51 до 59 тысяч лет.

Мальвина Бауманн (Malvina Baumann) из Льежского университета совместно с учеными из Института археологии и этнографии СО РАН, а также их французскими коллегами, представила результаты исследования материалов, обнаруженных в 2019–2020 годах в гроте Ше-Пино. Здесь в слое, возраст которого с помощью оптически стимулированной люминесценции оценили примерно в 60–65 тысяч лет, археологи нашли следы жизнедеятельности неандертальцев. Эта стоянка, по всей видимости, представляет собой лагерь, в котором древние люди разделывали добытых животных, среди которых доминировали северные олени.

Изучив 3220 останков животных, найденных в этом культурном слое, исследователи обнаружили, что 103 из них, по всей видимости, представляют собой костяные артефакты. Это количество весьма значительно, поскольку площадь раскопа составляла всего лишь семь квадратных метров. Более того, артефактов из камня, найденных в этом же слое, лишь не многим больше — 109 экземпляров.

Подавляющее большинство костяных предметов, как и в Чагырской пещере, представляют собой ретушеры, которые, вероятно, использовались для заострения скребел, которыми разделывались туши добытых животных. Однако почти два десятка артефактов, по-видимому, предназначались для других задач. Эти предметы исследователи отнесли к трем типам: орудия со скошенным основанием (n = 10), орудия с ретушью (n = 7) и орудия с затупленным концом (n = 2). Возможно, некоторые из них использовались при обработке шкур животных и других материалов. Более того, археологи предположили, что один из найденных предметов мог представлять собой рукоять более сложного изделия.

За исключением одного ретушера, изготовленного из лошадиного зуба, все остальные предметы неандертальцы изготовили из костей животных: северных оленей (34 процента), лошадей (26 процентов) и быков/бизонов (5 процентов). Причем в качестве сырья для будущих предметов они предпочитали отбирать наиболее крупные и плотные кости, что также характерно и для Чагырской пещеры.

Археологи не только изучают неандертальские орудия, но и делают их копии, чтобы понимать, как эти люди ими пользовались. Так, недавно исследователи провели эксперименты с костяными ретушерами, которые показали, что у неандертальцев была развита мелкая моторика.

Российские археологи сделали неандертальские копья и потыкали ими туши быка и барана