Слушатели мужского пола тоже ее заметили, но предпочтения не выразили
Иследователи из Австралии, Германии и Италии обнаружили, что и мужчины, и женщины распознают высокую певческую форманту в голосах солистов хора, а женщины еще и предпочитают ее. Уже было известно, что певческая форманта в голосах старших солистов хора становится выше, когда в зале присутствуют девушки. Тот факт, что слушатели обоих полов чувствительны к этому, может говорить о том, что совместное пение — или занятие музыкой вообще — может поддерживать одновременно и сотрудничество, и конкуренцию. Результаты опубликованы в Biology Letters.
Одни эволюционные теории предполагают, что музыка помогает нам устанавливать и поддерживать социальные связи. Другие, наоборот, говорят о том, что музыка может поддерживать конкуренцию. Но не исключено, что музыка выполняет обе эти функции одновременно.
Несколько лет назад ученые из Лейпцига исследовали Томанерхор (хор Святого Фомы), в котором поют мальчики разного возраста. Они обнаружили, что, когда в аудитории присутствовали девочки и женщины, самые старшие мальчики (басы) во время исполнения хорала и фуги повышали свою певческую форманту до 2500–3500 герц (это придает голосу певца приятную звонкость). Вероятно, мальчики таким образом пытались конкурировать за женское внимание, при этом совместное музыкальное исполнение не пострадало.
Теперь Питер Келлер (Peter E. Keller) из Университета Западного Сиднея и его коллеги из разных стран решили выяснить, слышат ли люди увеличенную певческую форманту, и если да — действительно ли девочки и женщины ее предпочитают. Они провели два онлайн-опроса, участникам которых предлагалось прослушать несколько пар коротких отрывков из двух живых выступлений Томанерхора: одни отрывки были взяты из выступлений, когда в аудитории были девушки, а другие — из выступлений, когда девушек в зале не было. Один опрос проверял, смогут ли люди понять, какие отрывки исполнялись при девушках; в нем участвовало 679 девушек и женщин в возрасте от 12 до 71 года и 481 мальчиков и мужчин от 12 до 86 лет. Участники второго опроса (состав по полу и возрасту был аналогичным — 655 девочек и женщин и 432 мальчиков и мужчин) просто должны были выбрать отрывок, который им больше понравился.
Участники первого опроса независимо от пола чаще, чем в половине случаев правильно определяли, какие отрывки исполнялись при девушках. То есть и мужчины, и женщины (и мальчики с девочками) были чувствительны к высокой певческой форманте. Однако это было справедливо лишь для гомофонического хорала, когда все солисты поют одновременно. В случае полифонической фуги, когда участники хора поют поочередно, результаты были менее надежными. Возможно, это из-за того, что старшие солисты хора чаще увеличивают форманту, исполняя хорал, а не фугу.
Второй опрос показал, что слушательницы предпочитают высокую певческую форманту: девочкам и женщинам чаще нравились те отрывки, которые исполнялись в присутствии девушек. В случае хорала предпочтение было более явным. А вот слушателям мужского пола было все равно: они одинаково часто выбирали отрывки из обоих выступлений.
Получается, что слушатели обоих полов одинаково чувствительны к увеличенной форманте хористов, которая возникает, когда в зале есть девушки, но только девочки и женщины достоверно предпочитают ее. Это подтверждает гипотезу о том, что старшие солисты хора в присутствии девушек начинают петь иначе, следуя за своими конкурентными стремлениями — чтобы привлечь слушательниц. Тем не менее, такая конкуренция на индивидуальном уровне сосуществует с социальным сотрудничеством на уровне группы. В таком случае человеческий хор представляет собой гибкую форму социального поведения, которая обеспечивает одновременную групповую сплоченность и сексуально мотивированную конкуренцию.
Нечто подобное можно наблюдать в поведении самцов других животных: некоторые насекомые, лягушки и афалины поют хором, чтобы привлечь самок. Во время совместных выступлений самцы одновременно и сотрудничают (поскольку самок привлекает хор), и конкурируют друг с другом. Вот, например, самцы сверчков: они поют хором, однако каждый отдельный сверчок готов запеть вместе с другими лишь тогда, когда находится от них на достаточном расстоянии. Когда конкуренты слишком близко, высок риск проиграть, а значит, лучше поберечь силы. Кроме того, во время совместного пения отдельные самцы могут производить более интенсивные сигналы или начинать петь раньше других, маскируя тем самым сигналы соперников.
На транскриптомном уровне
Американские исследователи провели эксперимент in vitro и выяснили, что добавление ингибитора Bcl-2 венетоклакса в культуру улучшает качественные и функциональные характеристики CAR-T-лимфоцитов на транскриптомном уровне. Результаты представлены на ежегодном слете Американского гематологического общества 66th ASH Annual Meeting and Exposition.