as

Незрелый гиппокамп годовалых детей закодировал воспоминания

Это указывает на то, что инфантильная амнезия отражает несовершенные процессы посткодирования

Загрузка галереи

Ученые из США обнаружили, что маленькие дети способны (по крайней мере ненадолго) запоминать визуальные стимулы — и этот процесс сопровождается активностью нейронов гиппокампа. Таким образом, причины инфантильной амнезии, вероятно, не в том, что незрелый гиппокамп не может кодировать воспоминания, а в том, что эти воспоминания затем становятся недоступны для извлечения. Работа опубликована в журнале Science.

Люди обычно не помнят, что происходило с ними в раннем детстве. Это явление называется инфантильной амнезией и характерно также для многих других млекопитающих, однако механизм его полностью не раскрыт. Все теории и объяснения сводятся к трем: детский мозг неспособен формировать эпизодические воспоминания (то есть кодировать их); воспоминания формируются, но не сохраняются до взрослого возраста; воспоминания формируются и сохраняются, но доступ к ним теряется (нарушается процесс извлечения).

Последнюю теорию подтверждают грызуны, у которых удается вызвать забытые младенческие воспоминания с помощью помещения их в тот же контекст или оптогенетической активации нейронов гиппокампа, которые были активны во время запоминания. Да и человеческие дети способны запоминать общие закономерности уже в три месяца — это обучение зависит от гиппокампа. Однако кодирование эпизодических воспоминаний зависит от трисинаптической цепи в гиппокампе, тогда как запоминание общих закономерностей опирается на моносинаптический путь, который развивается раньше. Таким образом, вопрос о том, когда гиппокамп младенцев начинает кодировать эпизодические воспоминания, остается открытым.

Тристан Йейтс (Tristan Yates) из университета Колумбии и его коллеги из разных университетов Нью-Йорка провели эксперимент с 26 младенцами от четырех месяцев до двух лет. Половина детей была старше года, а половина — младше. Их помещали в фМРТ-сканер и показывали изображения предметов, лиц и пейзажей. Периодически вместо новой картинки на экране появлялась пара изображений — увиденное 20–100 секунд назад и новое. Если ребенок дольше смотрел на знакомое изображение, ученые делали вывод, что он его запомнил. Одновременно с этим исследователи регистрировали активность мозга, чтобы затем оценить вовлеченность гиппокампа в запоминание.

В целом по всей выборке ученые не обнаружили значимого предпочтения знакомых изображений. Однако некоторые дети узнавали ранее увиденные картинки на протяжении всего эксперимента. Активность гиппокампа во время первого показа картинки в таких случаях была значительно выше, особенно — заднего гиппокампа, который у взрослых отвечает за кодирование эпизодических воспоминаний. Этот эффект наблюдался в основном у детей старше года, хотя дети всех возрастов уделяли одинаковое внимание стимулам. Кроме того, у старших детей во время запоминания дополнительно задействовалась орбитофронтальная кора. Также эффект был сильнее, когда между первым и повторным показом изображения проходило меньше времени.

Поскольку предпочтение знакомых объектов традиционно связано с неполным кодированием, результаты могут отражать еще развивающуюся функцию гиппокампа. Однако они все же указывают на то, что гиппокамп детей с двенадцати месяцев может кодировать воспоминания. А это значит, что инфантильная амнезия, вероятно, объясняется сбоями в хранении или извлечении воспоминаний.

Используемый метод не позволил ученым оценить нейронные механизмы извлечения воспоминаний, поскольку в тестовых испытаниях детям показывали сразу две картинки — знакомую и новую. В будущих исследованиях можно будет протестировать другие схемы, где предъявляется только один объект, а также проверить другие формы памяти — например, свободное припоминание или ассоциативный вывод.

Ранее ученые выяснили, что гиппокамп двухлетних детей реагирует на знакомые песни, даже пока они спят.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Состав рациона определили метагеномным анализом кала

И определили профили поступления нутриентов