Археологи подтвердили возраст мумифицированных останков из мастабы чиновника Хуви

Он жил в эпоху Древнего царства

Группа ученых исследовала останки, найденные в мастабе древнеегипетского чиновника Хуви, который служил при царе Джедкаре Исеси. Исследователи подтвердили, что в гробнице покоился взрослый мужчина, живший в эпоху Древнего царства — в XXVI–XXV веках до нашей эры. По данным ученых, это редкий пример сохранившихся мумифицированных останков, относящийся к этому периоду египетской истории. Результаты исследования опубликованы в Journal of Archaeological Science: Reports.

Приблизительно в XXV веке до нашей эры у власти в Древнем Египте находился царь V династии Джедкара Исеси, пирамида которого находится в Саккаре. Несколько лет назад археологи, работавшие в окрестностях этого сооружения, обнаружили древнюю мастабу размером 26 на 19 метров. Благодаря сохранившимся надписям они определили, что эта гробница, украшенная красочными рельефами, принадлежала высокопоставленному царскому сановнику по имени Хуви. Еще в древности из этой гробницы украли большую часть ценных вещей. Саркофаг, изготовленный из известняка, был сломан, как и канопы, которые использовались для хранения внутренних органов покойного.

Салима Икрам (Salima Ikram) из Американского университета в Каире совместно с коллегами из Египта и Чехии исследовала находки, сделанные в гробнице Хуви. Ученые отметили, что на внутренних стенках разбитых каноп сохранились остатки смолистого вещества, которые подтвердили, что в этих сосудах первоначально находились внутренние органы.

В общей сложности археологи нашли в мастабе больше 250 фрагментов костей и льняных пелен. По всей видимости, в древности расхитители гробницы вытащили мумию покойного из саркофага и перенесли ее в место, где было больше пространства и света, после чего разорвали ее на части, чтобы добраться до драгоценностей и амулетов. Похоже, что череп, руки и правую ногу унесли целиком, чтобы, вероятно, впоследствии снять с них украшения.

Антропологи установили, что найденные в гробнице человеческие останки принадлежали как минимум пяти людям. Но лишь мумифицированные останки, принадлежавшие одному человеку, по-видимому, имели отношение к первоначальному захоронению. Ученые определили, что он был мужчиной ростом около 174,5–180,5 сантиметра, который умер в возрасте примерно 35–45 лет.

По данным исследователей, останки этого человека представляют большой интерес, поскольку это редкий пример мумификации с использованием смолистых веществ, относящийся к эпохе Древнего царства. Чтобы подтвердить возраст находок, ученые провели радиоуглеродное датирование двух фрагментов льняной ткани и одного образца самой мумии. Полученные результаты указали на то, что Хуви умер примерно в 2584–2471 годах до нашей эры. Тем самым радиоуглеродный метод подтвердил, что этот человек жил во времена правления V династии.

Ранее мы рассказывали, что исследователи провели радиоуглеродный анализ образцов из гробницы другого чиновника, жившего в эпоху Древнего царства. Полученные результаты позволили уточнить время восшествия на престол царя Пиопи II.

Ведды оказались генетически близки к этническим группам из Индии