Американские орнитологи переименуют названных в честь людей птиц

Пока речь идет об англоязычных названиях 70-80 видов из США и Канады

Американское орнитологическое общество присвоит новые английские имена 70-80 видам птиц из США и Канады, которые были названы в честь людей. Взамен они получат названия, связанные с их внешним видом или местом обитания. При этом латинские названия видов останутся прежними. Как отмечается в заявлении общества, которое было опубликовано первого ноября 2023 года, массовое переименование позволит избавиться от упоминаний сомнительных исторических личностей в названиях птиц и сделает орнитологию и бердвотчинг более инклюзивными и привлекательными для представителей расовых, этнических и прочих меньшинств.

Ученые часто дают животным и растениям латинские имена в честь людей: коллег, путешественников, политиков, знаменитостей и просто друзей или возлюбленных. Нередко подобные эпитеты используются и в общеупотребительных названиях видов. Достаточно вспомнить, например, оленя Давида (Elaphurus davidianus), пингвинов Адели (Pygoscelis adeliae) или хамелеона Джексона (Trioceros jacksonii). Особенно много таких общеупотребительных имен в английском языке.

Хотя долгое время подобная практика считалась абсолютно нормальной, но в последние годы политические активисты резко ее критикуют. Дело в том, что подавляющее большинство людей, в честь которых получили названия различные живые организмы, были мужчинами европейского происхождения. А многие из них к тому же придерживались взглядов или совершали поступки, которые некорректны с точки зрения современной этики. Чтобы исправить положение, активисты предлагают изменить общеупотребительные названия многих животных и растений, убрав из них имена колонизаторов, расистов, женоненавистников и других сомнительных личностей. Некоторые идут дальше и требуют внести аналогичные изменения и в латинские названия.

Летом 2020 года Американское орнитологическое общество, которое, помимо прочего, составляет официальный список английских названий птиц Северной и Южной Америки, приняло решение переименовать бурогрудого подорожника (Rhynchophanes mccownii). Его традиционное общепринятое название (McCown’s longspur) переводилось с английского как «подорожник Маккоуна» — в честь жившего в XIX веке офицера и натуралиста Джона Портера Маккоуна (John Porter McCown). Но, поскольку во время Гражданской войны в США Маккоун сражался на стороне Конфедерации, многие чернокожие активисты и сочувствующие им считали прежнее название оскорбительным. Американское орнитологическое общество прислушалось к этим аргументам и присвоило птице новое имя, которое можно перевести с английского как «толстоклювый подорожник» (thick-billed longspur).

Однако это было только начало. Активисты указывали, что многие другие виды птиц также нуждаются в изменении общепринятых англоязычных названий. Американское орнитологическое общество ответило на эти требования первого ноября 2023 года. Вместо того, чтобы разбираться, какие исторические личности достойны, чтобы в их честь называли пернатых, а какие нет, члены организации приняли решение отказаться от всех общепринятых английских названий, которые были даны в честь людей (а также от других названий, которые могут быть сочтены оскорбительными). Вместо этого птицам будут даны новые названия, основанные на их внешнем виде и среде обитания, причем при их выборе будет учтено мнение не только орнитологов, но и специалистов по социальным наукам и представителей общественности. Кроме того, новым или вновь выделенным видам также не будут присваивать имена в честь людей.

Процесс массового переименования начнется в будущем году с 70-80 видов, которые обитают в США и Канаде. Среди птиц, которые могут получить новые названия, одюбонова древесница (Setophaga auduboni), древесница Киртланда (Setophaga kirtlandii) и колибри калипта Анны (Calypte anna). Латинские названия всех этих видов останутся прежними, поскольку Международный кодекс зоологической номенклатуры не предусматривает подобных переименований.

В Американском орнитологическом обществе считают, что массовое переименование птиц сделает орнитологию и наблюдение за птицами более инклюзивными и открытыми для представителей национальных, этнических и иных меньшинств. Это позволит привлечь больше внимания к охране пернатых. Кроме того, новые названия будут описывать птиц лучше, чем данные в честь людей эпитеты. Впрочем, далеко не все орнитологи и натуралисты согласны с этими нововведениями. Многие из них привыкли к традиционным названиям птиц и не хотели бы от них отказываться. А массовое переименование, по их мнению, лишь приведет к путанице.

Ранее орнитологи выяснили, что интерес к кормлению диких птиц резко увеличился при введении карантинных мер во время пандемии ковида в начале 2020 года. К такому выводу ученые пришли, проанализировав результаты поисковых запросов из 115 стран по всему миру. Закономерность выявлена не только в странах, где подкармливание пернатых является традиционным хобби, таких как Великобритания и США, но и во многих других, например, в Кении и Пакистане. Вероятно, для людей на самоизоляции кормление птиц было одним из немногих доступных видов досуга и общения с природой.

Ветеринары показали томограмму яйца калифорнийского кондора