Причем при приеме как матерями во время беременности, так и самими младенцами
Исследование американских и датских ученых показало, что применение антибиотиков матерями и младенцами связано с повышенным риском развития у последних эозинофильного эзофагита, причем эффект зависел от дозы препаратов, а самый высокий риск наблюдался, когда мать принимала лекарства незадолго до родов. Примерно такой же риск наблюдался при применении антацидных препаратов, которые снижают кислотность желудочного сока. Результаты опубликованы в JAMA Pediatrics.
При эозинофильном эзофагите возникает хроническое иммуноопосредованное воспаление слизистой оболочки пищевода, значительную роль в развитии которого играют эозинофилы — разновидность лейкоцитов. При этом состоянии, которое часто развивается в младенческом возрасте, ребенку трудно глотать, часто возникает рвота, и он теряет вес. За последние три десятилетия заболеваемость эозинофильным эзофагитом быстро возросла во многих странах, при этом сохраняется трудность его диагностики: не существует простых клинических или лабораторных тестов, которые бы позволяли выявить группу риска, и единственным методом диагностики остается эндоскопия.
Кроме того, не до конца ясен патогенез эозинофильного эзофагита. Вероятно, он возникает из-за нарушения регуляции хелперных Т-клеток на пищевые продукты и аллергены, что приводит к воспалению и дисфункции пищевода. Такая гипотеза основывается на том, что эзофагит часто сочетается с другими атопическими состояниями, а многочисленные исследования показали, что воздействие антибиотиков и антацидов в раннем возрасте связано с повышенным риском атопических заболеваний.
Элизабет Дженсен (Elizabeth Jensen) из Медицинской школы Университета Уэйк-Форест совместно с датскими коллегами оценила связь между применением антибиотиков и антацидов у матерей и младенцев и последующим развитием эозинофильного эзофагита. Для этого они изучили данные 392 случаев развития эозинофильного эзофагита у молодых датчан и сравнили их с данными 3637 участников контрольной группы. Средний возраст при постановке диагноза составил 11 лет.
По сравнению с контрольной группой в изучаемой когорте матери чаще получали антибиотики во время беременности (41,1 против 31,4 процента). Кроме того, более высокая доля детей в группе эзофагита получала антибиотики в младенческом возрасте (49,7 против 41,1 процента). В целом, применение антибиотиков во время беременности значимо повышало риск развития эозинофильного эзофагита у потомства — скорректированное отношение шансов 1,5. При этом величина риска возрастала дозозависимым образом.
Наиболее часто назначаемым классом антибиотиков во время беременности были бета-лактамные препараты и пенициллины. Также величина риска была самой большой при приеме антибиотиков в третьем триместре. Любое применение антибиотиков в младенческом возрасте оказалось связано с увеличением риска развития эозинофильного эзофагита на 40 процентов, причем и в этом случае наблюдался дозозависимый эффект.
Применение антацидов во время беременности оказалось связано с увеличением риска развития эозинофильного эзофагита у потомства на 70 процентов. Ученым не хватило данных, чтобы обнаружить дозозависимый эффект антацидов. Многократное увеличение риска развития эзофагита наблюдалось при применении антацидов у младенцев — более чем в 20 раз. Причем больший риск наблюдался при применении препаратов в первом полугодии жизни.
Выводы этого исследования показывают, что существует связь между применением антибиотиков и антацидов и развитием эозинофильного эзофагита. Кроме того, в этом исследовании обнаружился негативный эффект этих препаратов даже при приеме их матерью во время беременности. Эти влияния необходимо учитывать врачам при назначении препаратов женщинам в разные сроки беременности.
У антацидов, а точнее у ингибиторов протонной помпы недавно обнаружили еще один неприятный побочный эффект — их длительный прием связан со значительным повышением риска деменции.
Его прогрессирование связано с ростом риска
Испанские, американские и британские ученые под руководством директора Национального центра сердечно-сосудистых исследований в Мадриде Валентина Фустера (Valentin Fuster) выяснили, что субклинический атеросклероз, видимый при инструментальных исследованиях, служит независимо от других факторов связан с увеличением риска смерти от всех причин. Авторы включили в анализ 5716 американцев (средний возраст 68,9 года; 56,7 процента — женщины), которые были включены в проспективное клиническое исследование BioImage в 2008–2009 годах. На момент включения у них не было истории и симптомов сердечно-сосудистых заболеваний. Всем им выполнили УЗИ сонных артерий, чтобы рассчитать суммарную двустороннюю площадь атеросклеротических бляшек, и компьютерную томографию сердца для определения уровня кальцификации коронарных артерий в результате атеросклероза. Результаты работы опубликованы в The Journal of the American College of Cardiology.