Палеопатологи диагностировали древнейший случай тератомы яичника

Ее выявили у молодой женщины, жившей в XIV веке до нашей эры

В Амарне раскопали захоронение молодой женщины, жившей во второй половине II тысячелетия до нашей эры. В области таза этого человека ученые обнаружили кальцинированное образование, которое представляло собой зрелую тератому яичника. Как сообщается в статье, опубликованной в International Journal of Paleopathology, это древнейший известный случай такой патологии.

На восточном берегу Нила, примерно в трех сотнях километров от Каира, находится комплекс археологических памятников Тель-эль-Амарна (Амарна). Он представляет собой остатки древнеегипетского города Ахетатона («Горизонт Атона») — столицы, построенной в XIV веке до нашей эры царем Эхнатоном (Аменхотепом IV), который известен в первую очередь благодаря религиозной реформе и введению культа бога Атона. Ахетатон представлял собой белокаменный город с богато украшенными дворцами и храмами времен Нового царства. Но просуществовал он совсем недолго — вскоре после кончины Эхнатона его забросили, а последний царь XVIII династии Хоремхеб приказал разрушить оставленный жителями город.

Гретхен Даббс (Gretchen Dabbs) из Университета Южного Иллинойса совместно с коллегами из Австралии, Великобритании и США исследовала одно из захоронений, найденных в Амарне. Во время раскопок некрополя «Северная пустыня» археологи обнаружили подземную гробницу, состоящую из двух камер, в которой покоились останки нескольких человек.

В одной из камер исследователи нашли непотревоженный скелет молодой женщины, прожившей около 18–21 года. Как и других рядовых жителей Амарны, ее тело похоронили в циновке, сплетенной из растительных волокон. Но ее захоронение выделялось благодаря дорогим украшениям: ожерелью из золотых подвесок и бусин, а также трем кольцам, изготовленным из золота и талькохлорита.

В области таза молодой женщины археологи нашли кальцинированное образование размером примерно три на два сантиметра, внутри которого находился человеческий зуб. Еще один зуб исследователи обнаружили рядом с левой бедренной костью, предположив, что первоначально он также относился к этому объекту.

По мнению ученых, вероятнее всего, находка представляет собой опухолевое образование — зрелую дермоидную кисту яичника (тератому). Исследователи отметили, что в палеопатологической литературе сообщалось всего о четырех подобных случаях. Самые древний из них происходил из некрополя поздней Римской империи. Случай, обнаруженный в Амарне, более чем на полторы тысячи лет старше.

Ранее на N + 1 уже рассказывали о находках, сделанных в Амарне. Так, в одной из могил этого древнего города ученые нашли останки взрослой женщины, среди костей которой также присутствовало кальцинированное образование. Однако оно представляло собой камень из мочевого пузыря.

Погибших от чумы горожан из Буржа похоронили в сельской местности