Считавшийся вымершим цветок из Южной Африки переоткрыли более 40 лет спустя

Первый после долгого перерыва экземпляр был найден на гравийной дороге

Южноафриканское растение Moraea minima, которое не попадалось на глаза ученым более сорока лет, не вымерло. В августе 2022 года сотрудник природоохранной зоны Нувейаарс в Западно-Капской провинции ЮАР обнаружил один экземпляр этого вида на гравийной дороге, проходящей через данную территорию. Он сфотографировал его и выложил снимки в онлайн-базу данных iNaturalist, где изображения привлекли внимание ботаников. А год спустя специалистам удалось отыскать еще пять или шесть экземпляров в десяти километрах от первого места находки. Как сообщается на сайте природоохранной зоны Нувейаарс, сделать это было непросто, поскольку M. minima цветет в течение всего нескольких часов после дождя.

Растения страдают от последствий человеческой деятельности не меньше, чем животные. Многие из них оказались под угрозой исчезновения из-за вырубки лесов, распашки земель, чрезмерного выпаса скота и распространения инвазивных видов. Некоторые растения и вовсе вымерли. К счастью, порой ботаникам удается переоткрыть отдельных представителей флоры, которые считались вымершими на протяжении нескольких десятков или даже сотен лет. Например, недавно специалисты сообщили, что обнаружили в бразильском штате Пернамбуку падуб Ilex sapiiformis — редкое дерево, которое не попадалось на глаза ученым с 1838 года.

Похожая новость пришла из ЮАР. В августе 2022 года Эжен Хандик (Eugéne Hahndiek) во время поездки по расположенной на юго-западе страны природоохранной зоны Нувейаарс, где он работает менеджером, увидел на гравийной дороге экземпляр растения с желто-белыми цветком. Мужчина предположил, что оно относится к широко распространенному виду Moraea galaxia из семейства ирисовых. С этой подписью Хандик разместил фотографии растения в онлайн-базе данных iNaturalist.

Однако три месяца назад снимки Хандика заметили ботаники из Южноафриканского национального института биоразнообразия. Они пришли к выводу, что на фотографиях запечатлена не M. galaxia, а родственный вид Moraea minima, эндемик ограниченной территории в Западно-Капской провинции ЮАР. Это растение в последний раз наблюдалось в дикой природе в 1981 году, на участке, который сейчас зарос инвазивными сорняками и используется для выпаса скота. Все последующие попытки найти новые экземпляры M. minima до сих пор заканчивались неудачей, поэтому специалисты склонялись к мнению, что этот вид полностью исчез.

Находка, сделанная Хандиком, заставила ботаников дать M. minima еще один шанс. В августе 2023 года исследователи отправились в природоохранную зону Нувейаарс и нашли здесь пять или шесть экземпляров этого редкого вида. Они росли примерно в десяти километрах от экземпляра, найденного годом ранее. По словам специалистов, поиски M. minima были непростыми, поскольку это растение цветет в течение всего нескольких часов после дождя и лишь при достаточно высокой температуре.

Таким образом, редкое растение не вымерло, а продолжает существовать в природоохранной зоне Нувейаарс. Эта территория разделена на 26 ферм, владельцы которых согласились оставить половину своих земель нетронутыми под нужды дикой флоры и фауны. В таких условиях у M. minima есть шансы на выживание.

Ранее мы рассказывали о том, как ботаники предложили возрождать вымершие виды растений, проращивая их семена из гербарных образцов. Основываясь на данных о времени сбора этих образцов и всхожести семян у разных семейств, исследователи выделили 50 исчезнувших видов растений с максимальными шансами на развымирание.

В гробнице низложенного древнекитайского императора нашли остатки лекарства