Ботаники отобрали 50 кандидатов на развымирание

Их семена сохранились в гербариях

Ботаники предложили возрождать вымершие виды растений, проращивая их семена из гербарных образцов. Основываясь на данных о времени сбора этих образцов и всхожести семян у разных семейств, исследователи выделили 50 исчезнувших видов растений с максимальными шансами на развымирание. Результаты исследования опубликованы в статье для журнала Nature Plants.

В последние десятилетия ученые все чаще задумываются о возрождении исчезнувших по вине человека видов животных. В первую очередь речь идет о шерстистых мамонтах (Mammuthus primigenius). Однако существуют также проекты по восстановлению, например, тасманийских волков (Thylacinus cynocephalus), странствующих голубей (Ectopistes migratorius) и некоторых видов лягушек. Сначала вымерших животных хотели возрождать с помощью клонирования, но сегодня специалисты склоняются к тому, чтобы создавать их аналоги, редактируя геном ныне живущих видов.

Впрочем, пока ни один вымерший вид животных так и не удалось вернуть к жизни. Это связано в первую очередь с техническими трудностями, которые вполне могут оказаться непреодолимыми. В то же время развымирание исчезнувших видов растений, о котором говорят редко, осуществить намного проще. Дело в том, что во многих гербариях хранятся семена и споры растений, которые давно исчезли из дикой природы и не сохранились даже в культуре. Некоторые из них все еще можно прорастить — и возродить тем самым вымершие виды.

Команда ботаников под руководством Джулии Албани Рошетти (Giulia Albani Rocchetti) из Третьего университета Рима решила выяснить, сколько исчезнувших видов растений можно восстановить на основе гербарных образцов. Сначала они составили список из 361 вымершего вида цветковых растений из 240 родов и 92 семейств. Из них 331 исчезнувший вид оказался представлен в гербариях. А у 161 вида сохранились семена возрастом от 12 до 191 года.

Семена разных видов растений остаются жизнеспособными на протяжении разного времени: одни могут ждать прорастания на протяжении десятилетий, а другие не выдерживают и нескольких лет. Основываясь на информации и выживаемости семян у выбранных видов и времени сбора образцов, Албани Рошетти и ее соавторы выбрали 50 лучших кандидатов на развымирание. Из них 52 процента относятся всего к пяти семействам: бобовые (Fabaceae), мальвовые (Malvaceae), астровые (Asteraceae), амарантовые (Amaranthaceae) и колокольчиковые (Campanulaceae). Представители всех этих групп обладают семенами с твердой непроницаемой оболочкой, которая обеспечивает им всхожесть на протяжении долгого времени.

По оценке авторов, лучшие шансы на возрождение у вида Leucopogon cryptanthus из семейства вересковых (Ericaceae), который произрастал в Западной Австралии. На втором и третьем местах расположились представители семейства бобовых: североамериканский вид астрагала Astragalus endopterus и стреблориза прекрасная (Streblorrhiza speciosa) с острова Филлип в южной части Тихого океана.

Авторы признают, что их выводы нуждаются в проверке на практике. Дело в том, что в прошлом гербарные образцы часто обрабатывали химическими веществами для борьбы с вредителями и грибками. А в наши дни их с той же целью подвергают кратковременной заморозке. Обе этих процедуры могут повредить всхожести семян.

В заключение Албани Рошетти и ее коллеги отмечают, что заниматься развымиранием растений интересно по нескольким причинам. Работы в этом направлении не только приведут к возрождению некоторых исчезнувших видов, но и помогут больше узнать о механизмах, которые позволяют семенам сохранять жизнеспособность на протяжении долгих лет. Если таким образом получится вернуть к жизни хотя бы одно вымершее растение, ботаникам придется пересмотреть само понятие «вымирание» по отношению к растениям. Вид будет считаться вымершим не после гибели последнего живого экземпляра, а после того, как последние семена потеряют способность прорасти.

Хотя ботаники еще не возрождали вымершие виды растений, им удавалось прорастить очень старые семена ныне живущих видов. Например, несколько лет назад ученые прорастили семена финиковых пальм (Phoenix dactylifera) возрастом около двух тысяч лет из разных точек Иудейской пустыни. Из них получили мужские и женские растения, которые можно использовать для возрождения древнего сорта иудейских финиковых пальм.

Папоротники и луковицы лилий включили в рацион первых земледельцев Приморья