Американский стартап получил 15 миллионов долларов на превращение слонов в мамонтов

Биолог Джордж Чёрч и предприниматель Бен Ламм объявили о создании компании Colossal, которая займется «воскрешением» мамонтов — получением генетически отредактированных морозоустойчивых слонов с признаками мамонтов. На данный момент стартап получил финансирование в размере 15 миллионов долларов. Специалисты компании рассчитывают получить первых детенышей таких слонов в течение 4–6 лет.

Шерстистый мамонт (Mammuthus primigenius) — вымерший представитель семейства слоновых, ближайший современный родственник которого — азиатский слон (Elephas maximus). Ученые уже много лет обсуждают возможность возрождения мамонтов и даже делают некоторые успехи в этом направлении. Например, японские и российские исследователи заставили делиться ядра клеток из тканей мамонта.

Гарвардский генетик Джордж Чёрч (George Church) и американский предприниматель Бен Ламм (Ben Lamm) сообщили о создании компании Colossal, деятельность которой будет направлена на возвращение шерстистых мамонтов. Для этого они планируют при помощи системы CRISPR/Cas отредактировать геном азиатского слона. На сайте компании указано, что генетически отредактированный эмбрион азиатского слона будет вынашивать самка африканского слона, чтобы устранить лишнюю нагрузку на популяцию азиатского слона, охранный статус которого — вымирающий вид (Endangered).

Еще недавно у африканского слона был статус уязвимого вида (Vulnerable) — такой статус присваивают организмам, которые рискуют стать вымирающими. Однако в начале 2021 года МСОП признал африканских слонов двумя разными видами и присвоил каждому из них статус вымирающих (Endangered).

В интервью Stat Джордж Чёрч рассказал, что также планируется создание искусственных маток. Кроме того, Stat сообщает, что стартап Чёрча и Ламма собрал 15 миллионов долларов. По словам Чёрча, этих денег будет достаточно для того, чтобы получить эмбрион, однако для следующих этапов понадобится дополнительное финансирование.

Компания Colossal предполагает, что первые детеныши мамонта появятся в течение 4–6 лет. Специалисты Colossal намерены вернуть мамонтов на арктические просторы, восстановив с их помощью исчезнувшие тундростепи, — это должно препятствовать таянию многолетней мерзлоты, из-за которого высвобождается большое количество метана — парникового газа. Также в компании считают, что технологии, которые будут разработаны для этого проекта, можно будет использовать для возвращения других исчезнувших видов и для спасения вымирающих организмов.

На сайте Colossal также указано, что животных, которых собирается получить компания, корректнее называть не мамонтами, а «морозоустойчивыми слонами со всеми основными биологическими признаками шерстистого мамонта».

Подробнее о проектах по возращению мамонтов можно прочитать в нашем материале «Как люди отнесутся к соседству с мамонтами?».