Улыбки на сгенерированных лицах сделали портреты красивее

В глазах смотрящих

Ученые из Австрии и Финляндии сгенерировали изображения человеческих лиц с улыбками и без них и попросили людей оценить красоту этих изображений. Портреты с улыбающимися людьми казались участникам более красивыми, причем эту оценку они старались отделить от оценки привлекательности самих лиц. Исследование опубликовано в Royal Society Open Science.

Люди ежедневно делают и просматривают множество фотографий, и часто это именно портреты. Вероятно, изображения лиц многие из нас видят даже чаще, чем живых людей. Красивые фотографии мы рассматриваем, сохраняем и публикуем, но что именно делает изображение красивым — не до конца ясно. Возможно, дело в выражении лица: ранние исследования показали, что улыбающиеся лица кажутся людям более привлекательными. Интересно, что с появлением мобильных камер и с развитием любительской съемки люди на фотографиях стали улыбаться чаще. Однако неясно, влияет ли улыбка только на воспринимаемую привлекательность изображенного человека, или делает снимок в целом красивее.

Кристиан Валух (Christian Valuch) из Венского университета с коллегами из Австрии и Финляндии с помощью нейросети создали больше сотни портретов мужчин и женщин — с легкими улыбками или без них. Их показывали людям, чтобы выяснить, делают ли улыбки изображение более красивым (в глазах тех, кто смотрит), вне зависимости от привлекательности самих лиц. Всего в исследовании приняли участие 124 человека, которым было по 23-24 года; их набрали через базу данных Венского университета. Каждый участник видел только одну версию каждого отдельного портрета — чтобы ему сложнее было догадаться о сути эксперимента.

Часть изображений участники видели не больше секунды — каждое из них они должны были свайпнуть влево или вправо и таким образом выбрать, сохранять его или нет. Здесь исследователи оценивали спонтанные интуитивные реакции. Авторы отмечают, что участникам предлагалось делать выбор, опираясь на то, насколько красиво изображение в целом, а не на привлекательность изображенного на нем лица. Затем участникам показывали остальные портреты: их можно было разглядывать в течение 6 секунд. Дальше нужно было оценить по семибальной шкале общую красоту портрета и отдельно — привлекательность лица, изображенного на нем. В одном эксперименте привлекательность лиц участники оценивали уже после того, как просмотрели все изображения и оценили их красоту, а в другом оценивать привлекательность предлагалось сразу после оценки красоты портрета.

Участники значительно чаще сохраняли те портреты, герои которых улыбались. Также они считали такие изображения более красивыми, а изображенные лица — более привлекательными. При этом женщины чаще сохраняли и выше оценивали изображения женских лиц, чем мужских. Когда люди оценивали привлекательность, роль играла в том числе этническая принадлежность лиц; при оценке красоты такого эффекта не было. Рейтинги красоты изображений и привлекательности лиц коррелировали друг с другом, и выражение лица влияло на обе оценки, однако участники все же могли отделить одно от другого.

Лишь 6 человек из 112 предположили, что лица создала нейросеть. Ученые обнаружили еще одну закономерность: чем больше участники знали о технических тонкостях фотографии (это выясняли с помощью опросов после экспериментов), тем меньше выражение лица влияло на оценку красоты изображения — более важными становились другие характеристики.

Ранее исследователи проверяли гипотезу о том, что улыбка — даже произвольная — поднимает настроение тому, кто улыбается, и не смогли найти доказательств этому.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
«Время заблуждений: Почему умные люди поддаются фальсификациям, распространяют слухи и верят в теории заговора»

Что такое мотивированное рассуждение

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора