Палеогенетики прочитали геном сына Александра Невского

ДНК выделили из останков великого князя Дмитрия

Палеогенетики прочитали геном сына Александра Невского — великого князя владимирского Дмитрия Александровича, погребение которого раскопали в 2020 году. Исследователи определили у него ту же самую Y-хромосомную линию, что и у большинства современных представителей рода Рюриковичей, а также смоделировали происхождение из трех предковых компонент, связанных со скандинавами, финно-угорскими популяциями и степными кочевниками или их потомками, осевшими в Центральной Европе. Результаты исследования опубликованы в журнале Acta Naturae.

Генетическая история рода Рюриковичей до сих пор изучена плохо. В первую очередь это связано с тем, что сложно определить, принадлежали ли те или иные останки конкретному историческому деятелю или нет. До недавнего времени сообщалось о секвенировании ДНК трех предполагаемых Рюриковичей: князя новгородского и тмутараканского Глеба Святославича, дорогобужского князя Изяслава Ингваревича, а также венгерского феодала Белы Ростиславича. Первые двое оказались носителями Y-хромосомных гаплогрупп I2a и R1a, а третий — N1a1a1a1a1a1a. Кроме того, несколько лет назад проводилось исследование 43 ныне живущих предполагаемых представителей рода Рюриковичей, которое показало, что большинство из них были носителями гаплогруппы N1c1 (ранее называлась N3a), а их общий предок по мужской линии жил примерно тысячу лет назад.

При этом нет уверенности в том, что проанализированные останки действительно принадлежали князьям Изяславу и Глебу. Например, череп, приписываемый Глебу, случайно обнаружили еще в 1967 году во время ремонтных работ в черниговском храме, после чего его отправили в Москву без археологического отчета, а спустя какое-то время — обратно в Чернигов. Для науки его заново переоткрыли лишь в 2016 году. При этом возможно, что останки, приписываемые Глебу Святославичу и Изяславу Ингваревичу, принадлежали совершенно другим людям.

Группа российских ученых во главе с Егором Прохорчуком (Egor Prokhortchouk) из Федерального исследовательского центра «Фундаментальные основы биотехнологии» РАН отсеквенировала ДНК великого князя владимирского Дмитрия Александровича — сына Александра Невского, жившего в XIII веке. Точное место погребения этого человека в 2020 году установили исследователи из Института археологии РАН, проводившие раскопки в Спасо-Преображенском соборе Переславля-Залесского.

Исследователи прочитали ДНК с низким покрытием — в среднем оно составило 0,06 раза. Но это не помешало сделать ряд выводов о происхождении князя и его внешности. Вероятно, у Дмитрия Александровича были карие глаза, темные или коричневые волосы, а также промежуточный цвет кожи, то есть ни светлый, ни темный. Ученые определили у него митохондриальную гаплогруппу F1b1, относящуюся к восточно-евразийскому кластеру, и Y-хромосомную гаплогруппу N1a1a1a1a1a1a7a.

Филогенетический анализ последовательности Y-хромосомы князя поместил ее в одну кладу с ныне живущими представителями рода Рюриковичей, несущими гаплогруппу N1a. Ученые обнаружили, что Y-хромосомная последовательность Дмитрия Александровича также кластеризуется с людьми, которых в середине II тысячелетия до нашей эры похоронили в Кольском Оленеостровском могильнике, расположенном в Мурманской области. Вероятно, от их потомков эта линия попала к скандинавам.

Дальнейший анализ генома князя Дмитрия с помощью метода Admixture показал, что он генетически похож на раннесредневековых жителей с востока Скандинавии, а также викингов. Но от них, а также от средневекового человека, останки которого нашли на окраине Владимира, его отличает заметный вклад восточно-евразийской предковой компоненты, которую также называют «нганасанской». Вклад последней могли обеспечить как проживавшие в Северной и Восточной Европе носители финно-угорских языков, так и степные кочевники, а также их потомки, осевшие в Центральной Европе (например, авары и мадьяры).

С помощью программы qpWave ученые смоделировали происхождение князя из трех предковых популяций: раннесредневековых скандинавов с острова Оланд, степных кочевников железного века или раннесредневековых скотоводов с территории Венгрии, а также восточно-евразийской компоненты. При этом генетики отметили, что модель также можно построить, заменив жителей Скандинавии на предполагаемых средневековых славян, представленных образцами Шекшово-9 и Сунгирь-6.

Ранее на N + 1 рассказывали, что палеогенетики идентифицировали останки двух представителей рода Батори. Их обнаружили в Румынии во время раскопок старинной часовни.

Палеопатологи выявили тяжелейший случай множественного остеохондроматоза