Самое мощное марсотрясение оказалось тектонической природы

Оно не связано с падением метеорита

Планетологи не нашли свежего ударного кратера, который мог быть связан с рекордно мощном марсотрясением, обнаруженном в прошлом году станцией InSight. Это говорит о том, что источник сейсмических волн находился под поверхностью планеты — предположительно, в средней коре. Статья опубликована в журнале Geophysical Research Letters.

То, что Марс сейсмически активен до сих пор, было надежно доказано весной 2019 года, когда автоматическая станция InSight впервые зафиксировала марсотрясение. С тех пор было обнаружено более 1,3 тысячи сейсмических событий, некоторые из них связаны с процессами внутри Марса, а другие — с ударными событиями.

4 мая 2022 года станция InSight обнаружила марсотрясение, обозначенное как S1222a, обладавшее магнитудой 4,7 — самое мощное из зарегистрированных. Его источник находился к югу от системы разломов Борозды Цербера, а само марсотрясение демонстрировало наличие поверхностных волн, которые регистрировались до этого всего дважды, причем в обоих случаях события были связаны со свежими ударными кратерами диаметром 100–200 метров. Однако существовали и явные отличия S1222a от марсотрясений, вызванных падениями метеороида — в частности, наличие волн Лява.

Группа планетологов во главе с Бенджамином Фернандо (Benjamin Fernando) из Оксфордского университета решила разобраться в природе самого мощного марсотрясения. Ученые решили отыскать потенциальный ударный кратер, так как расчеты показывали, что его диаметр мог быть более трехсот метров, на снимках поверхности Марса, полученных орбитальными аппаратами «Тяньвэнь-1», Mars Reconnaissance Orbiter, MAVEN, Mars Express, Mars Odyssey, TGO, Al Amal и «Мангальян».

Исследователи не обнаружили никаких свежих темных пятен (зон взрыва) или воронок, а также необычных атмосферных явлений, таких как пылевые облака. Это позволяет с высокой степенью уверенности говорить, что событие S1222a не было связано с падением метеороида, а было связано с подповерхностным источником. Предполагается, что это мог быть надвиговый разлом в средней коре Марса на глубине от 18 до 28 километров.

Ранее мы рассказывали о том, как станция InSight помогла оценить скорость сокращения марсианских суток.

«Джеймс Уэбб» рассмотрел четырехкратно линзированный квазар