Обезьяны избегали спариваний с сородичами, с которыми вместе росли
Ученые из Фонда горилл Дайан Фосси выяснили, как горные гориллы в Национальном парке Вулканов избегают близкородственного скрещивания. Наблюдения за разнополыми парами показали, что матери редко спариваются с сыновьями, а самки, которые не покинули семейную группу, стараются не спариваться с самцами, которые годятся им в отцы. С сиблингами по отцовской линии приматы спаривались чаще: судя по всему, таких родственников гориллы определяют не так хорошо. Исследование опубликовано в Proceedings of the Royal Society B.
Многие животные избегают близкородственного скрещивания (инбридинга). Кто-то узнает родственников, а в других случаях помогает расселение: самки или самцы вида покидают группу, в которой родились, когда становятся достаточно взрослыми. У горных горилл (Gorilla beringei beringei) не так: только половина самцов и самок расселяются, прежде чем начнут размножаться, но остальные остаются в своей группе. В итоге группы могут состоять из одного самца и нескольких самок или из нескольких разнополых особей. Риск близкородственного скрещивания при этом велик: в группах с несколькими самцами вероятность того, что член группы репродуктивного возраста и противоположного пола окажется родственником, может быть выше 40 процентов. Уровень генетического разнообразия у горных горилл низкий, а сами они находятся под угрозой исчезновения. В связи с этим важно понять, изобрели ли горные гориллы хоть какие-то способы избегать инбридинга.
Исследователи из Фонда горилл Дайан Фосси с 1967 года наблюдают за популяцией горных горилл в Национальном парке Вулканов в Руанде. Чтобы выяснить, как гориллы контролируют инбридинг, сотрудники фонда под руководством Робина Моррисона (Robin E. Morrison) проанализировали события спаривания, размножения и отцовства горилл за 13 лет. Наблюдения предыдущих лет помогли ученым изучить закономерности расселения и выяснить, кто кем друг другу приходится (хотя это было возможно не для всех горилл, за которыми наблюдали).
Ученые наблюдали за каждой парой разнополых горилл в каждой группе. Неродственные пары составляли 54,1 процента выборки, но между ними произошло 77,3 процента совокуплений, а произвели они 74,1 процента потомства. Между оставшимися 45,9 процента родственных пар, которые произвели 25,9 процента потомства, произошло 22,7 процента спариваний, большая часть из которых — 15,8 процента — были между братьями и сестрами по отцовской линии.
Посткопуляционного избегания инбридинга ученые не обнаружили: самки не выбирали отца потомства после спариваний. Тем не менее, горные гориллы действительно спаривались не со всеми сородичами из своей группы. Например, они избегали спариваний с особями, с которыми росли вместе — то есть с предполагаемыми братьями или сестрами. Также матери редко спаривались с сыновьями, а самки, которые не стали расселяться, старались не спариваться с самцами намного старше них — такой самец мог бы оказаться их отцом. А вот самки, которые покинули свою семейную группу, спаривались со старшими самцами, поскольку в таких случаях риск инбридинга был ниже. То есть для предотвращения инбридинга гориллы используют гибкие поведенческие стратегии.
Сильнее всего обезьяны избегали спаривания с родственниками по материнской линии: диады мать-сын или брат-сестра (по матери) редко спаривались и производили потомство. Спариваний с родственниками по отцовской линии было больше, однако и они встречались на 38–45 процентов реже, чем ожидалось. Судя по всему, горные гориллы лучше распознают родственников по материнской линии, чем по отцовской.
Кроме того, как отмечают авторы, скрещивание с братом или сестрой по отцовской линии может быть одним из наименее благоприятных вариантов инбридинга. Такая стратегия может быть относительно выгодной, если она обходится гориллам дешевле, чем расселение. Другим объяснением того, что горные гориллы все-таки спариваются с родственниками, может быть то, что в некоторых случаях у них мало альтернативных вариантов.
В целом способность избегать инбридинга путем выбора партнера (например, по возрасту) может быть важным шагом в эволюции более гибких стратегий расселения, которые характерны в том числе и для людей. У горных горилл переход от всеобщего расселения к частичному мог произойти как до того, как они выработали стратегии избегания инбридинга, так и после. В пользу первой версии говорит то, что бабуины похожим образом избегают инбридинга, хотя в их случае риск спариться с родственниками гораздо ниже. Однако для других подвидов горилл такие стратегии могут быть невыгодными; поэтому вероятно, что горные гориллы сначала стали расселяться лишь частично, а уже потом — или одновременно с тем — научились избегать близкородственного скрещивания хотя бы в некоторых случаях.
Ранее ученые выяснили, что нелетающие попугаи какао с острова Стьюарт в Новой Зеландии накопили не слишком много опасных мутаций, несмотря на высокий уровень близкородственного скрещивания и низкое генетическое разнообразие.
Что именно заставило его совершить столь масштабное путешествие, остается неизвестным
Зоологи описали рекордное путешествие самца горбатого кита. В 2013 и 2017 году эту особь дважды сфотографировали у берегов Колумбии, а в 2022 году она неожиданно была замечена около Занзибара. В общей сложности самец преодолел примерно 18000 километров, это рекорд для горбатых китов. Что именно заставило его совершить столь масштабную миграцию, остается неясным. Возможно, он искал возможность спариться с самками или вынужден был сменить маршрут из-за нехватки пищи в привычных местах кормления. Результаты исследования опубликованы в статье для журнала Royal Society Open Science.