А степень синхронизации зависела от личностных черт
У слушателей живой классической музыки синхронизируется сердцебиение, потоотделение, частота дыхания и движения. К таким выводам пришли ученые из Швейцарии и Германии, наблюдавшие за физиологическими реакциями посетителей концертов. Синхронизация была сильнее, когда участники были более погружены в прослушивание. Кроме того, играли роль личностные черты: частота сердечных сокращений сильнее совпадала у открытых и доброжелательных людей, и меньше — у людей с более высокой экстраверсией и нейротизмом. Результаты опубликованы в Scientific Reports.
Когда люди взаимодействуют друг с другом или занимаются одним и тем же делом, их движения, а также физические и эмоциональные реакции, могут синхронизироваться. Подобное случается даже когда люди просто смотрят вместе фильм или слушают музыку, не общаясь напрямую. Ранее Вольфган Чахер (Wolfgang Tschacher) из Бернского университета и его коллеги показали, что синхронизация частоты сердечных сокращений и дыхания происходит на живых концертах и связана с тем, как интенсивно люди переживают эстетический опыт.
Теперь Чахер с коллегами решил проверить предыдущие результаты и выяснить, связана ли такая синхронизация с личностными чертами. Ученые измеряли синхронизацию телесных и эмоциональных реакций у 130 слушателей трех живых концертов классической музыки: на каждом звучали произведения Людвига ван Бетховена, Бретта Дина и Иоганнеса Брамса. Перед концертами участники проходили тесты на личностные качества (большая пятерка) и эмоциональное состояние (последние тесты повторили после концертов). Пока люди слушали музыку, ученые наблюдали за их движениями через камеры и измеряли частоту сердечных сокращений, дыхания и активность потовых желез с помощью датчиков.
Частота сердечных сокращений, потоотделение и частота дыхания синхронизировались между участниками эксперимента на всех трех концертах. А вот синхронности самого дыхания не было: вдыхали и выдыхали участники в разное время. Движения участников в некоторой мере синхронизировались, когда они слушали Дина и Брамса, но не Бетховена.
Уровень синхронизации с другими был выше среди людей, которые получили более высокие баллы по шкалам доброжелательности и открытости. А вот нейротизм и экстраверсия, напротив, были связаны с более низкой синхронизацией. Также синхронизация сердцебиений зависела от того, насколько слушателей вдохновляло и трогало произведение — это наблюдалось в случаях Дина и Брамса — и насколько они были погружены во время прослушивания (по их собственным оценкам). Синхронизация движений не зависела от личных качеств и ощущений участников.
Таким образом, авторы подтвердили, что чем увлеченнее люди слушали музыку, тем сильнее синхронизировались их физиологические показатели. Это вполне объяснимо, отметили авторы, как и то, что экстраверты, нацеленные на общение, не были так вовлечены в прослушивание музыки и поэтому не так сильно синхронизировались с другими. Ограничением исследования было то, что датчики, которые использовали ученые, были удобными для слушателей, но от этого — не слишком точными. В следующих исследованиях авторы предложили улучшить качество записи.
Сердцебиение синхронизируется не только у тех, кто слушает музыку, но и у тех, кто слушает рассказы. Главное — слушать внимательно и вдумчиво.
Из-за психологического дистресса, а не общих биологических механизмов
Анализ чешского национального регистра показал, что сахарный диабет первого типа в детстве повысил риск развития употребления психоактивных веществ, расстройств настроения, тревоги, личности и поведенческих синдромов во взрослом возрасте. При этом риск развития психотических расстройств оказался ниже. Менделевская рандомизация показала, что связь диагноза сахарного диабета первого типа в детстве и психических расстройств во взрослом возрасте скорее можно объяснить психологическим дистрессом, а не общими биологическими механизмами. Статья опубликована в журнале Nature Mental Health.