При внимательном прослушивании рассказов у людей синхронизировалось сердцебиение

Ученые показали, что синхронизация сердечного ритма между людьми свидетельствует о сознательной обработке информации, во всяком случае во время обработки информации, подаваемой на слух. К этим выводам ученые пришли после того, как получили результаты четырех экспериментов, в которых в общей сложности участвовали почти сто здоровых респондентов и 19 пациентов с нарушениями сознания. Эти испытания показали, что синхронизация сердечного ритма между людьми снижается, когда они отвлекаются от повествования, а более высокая корреляция сердечных сокращений предсказывает лучшее запоминание услышанного. При этом у пациентов с нарушениями сознания показатель синхронизации сердечного ритма был ниже, чем у здоровых людей. Статья опубликована в журнале Cell Reports.

Известно, что физическая активность естественным образом увеличивает частоту сердечных сокращений, но, кроме того, даже мысли о физической активности аналогично влияют на этот показатель. Точно также умственные упражнения, например, медитация, могут снизить частоту сердечных сокращений. А еще мы знаем, что ожидание и удивление могут временно увеличивать сердечный ритм. По мнению ученых, скорее всего, подобные воздействия разума на сердце необходимы для подготовки тела к действию.

Но, интересно, что эти показатели не только изменяются, но и синхронизируются между людьми во время переживания ими схожего совместного опыта, а точнее — при физическом и социальном взаимодействии или хотя бы в момент, когда люди присутствуют в одно и то же время в одном и том же месте. Однако одновременный опыт не является решающим для синхронизации: несколько недавних исследований сообщают о корреляции колебаний частоты сердечных сокращений у людей, которые в разное время смотрели один и тот же фильм, и ученые полагают, что это обусловлено переживанием схожих эмоций, вызванных фильмом. Но неизвестно только ли с переживанием общих эмоций связана, если связана, синхронизация ритмов, или же и другие компоненты состояния человека влияют на этот процесс.

Частично восполнили это недостаток данных Паулина Перес (Pauline Perez) из Парижского института мозга и ее коллеги. Они провели четыре эксперимента, во время которых записывали у слушающих небольшие рассказы и истории людей электрокардиограммы.

Целью первого эксперимента было определить, вызывает ли воспринимаемый на слух рассказ синхронные колебания сердечного ритма у здоровых людей. Для этого 27 участников слушали минутные фрагменты аудиокниги Жюля Верна «Двадцать тысяч лье под водой». И, как и ожидалось, исследователи отметили синхронизацию сердечных ритмов между участниками, а статистически значимой она была для 17 испытуемых.

Во втором эксперименте авторы выяснили роль внимания в этом процессе. Они предположили, что если частота сердечных сокращений модулируется сознательной обработкой информации, то, следовательно, зависит от концентрации внимания. И проверили это предположение во втором эксперименте на видеоматериале: здесь 27 студентов из Нью-Йорка сначала смотрели пятиминутные видео, а во второй раз во время просмотра этих же роликов они в уме отнимали по семь от случайного числа, например, 100 минус 7, затем 93 минус 7, 86 минус 7 и далее до меньшего положительного результата. Оказалось, что у всех участников, кроме одного, синхронизация сердечного ритма с другими снизилась, когда они отвлеклись от содержания ролика.

В третьем испытании 21 здоровый участник из Франции слушали четыре детских рассказа продолжительностью 8-11 минут, но два из них в состоянии отвлечения внимания. Снова, как и в предыдущем эксперименте, у 13 участников этого синхронизация сердечного ритма с другими статистически значимо снижалась, когда они отвлекались от повествования. А так как концентрация внимания, как правило, предсказывает и лучшее запоминание, то после прослушивания участники вспоминали фактические детали этих рассказов, например, как звали главных героев. И результаты припоминания показали, что более высокая корреляция сердечных сокращений предсказывает лучшее запоминание услышанного.

Обобщая эти данные, авторы сделали вывод, что синхронизация сердечного ритма между людьми при восприятии одной и той же аудио и видео информации, вероятно, свидетельствует о сознательной обработке повествования. И в подтверждении этого провели четвертый эксперимент, в котором приняли участие 24 здоровых участника и 19 пациентов с такими нарушениями сознания (в основном в результате поражения головного мозга), как кома, вегетативное состояние / синдром неотзывчивого бодрствования, состояние минимального сознания. Пациенты и здоровые испытуемые слушали через наушники 10-минутный детский рассказ. Оказалось, что у пациентов с нарушениями сознания показатель синхронизации сердечного ритма был ниже, чем у здоровых людей. При этом у пациентов не было обнаружено значимой корреляции между синхронизацией частоты сердечных сокращений (ЧСС) и состоянием сознания или между синхронизацией ЧСС и восстановлением комы. Но авторы обнаружили статистически значимую корреляцию между синхронизацией ЧСС и индексом фракционной анизотропии (анатомической мерой целостности серого и белого вещества мозга), а также не значимую статистически связь между улучшением синхронизации ЧСС и состоянием сознания.

На основе этих данных авторы заключили, что колебания частоты сердечных сокращений частично вызваны сознательной обработкой, зависят от состояния внимания и могут представлять собой простой показатель для оценки состояния сознания у неотзывчивых пациентов. А для тех, кто не переживает опыт нарушения сознание, ЧСС также могут важным инструментом, но не в качестве показателя оценки состояния сознания, а для снижения тревожности в стрессовой ситуации. Это подтвердили британские ученые, которые разработали устройство, подающее на запястье схожие с пульсом механические импульсы.

Екатерина Рощина

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Музыкальный ритм помог детям сделать меньше грамматических ошибок

Музыкальные ритмы были эффективны и для типично развивающихся детей, и для детей с задержкой речевого развития