У жителя раннеславянского поселения определили идентичную с королем Белой III митохондриальную линию

ДНК выделили из останков, найденных в Курской области

Группа ученых исследовала останки ребенка трех—четырех лет, найденные на раннеславянском поселении Куриловка-2, которое находится в Курской области. Они прочитали полный митохондриальный геном этого человека и определили, что он принадлежал к гаплогруппе H1b. Полностью идентичную последовательность митохондриальной ДНК ранее определили у современного датчанина, а также у венгерского короля Белы III, матерью которого была дочь Великого князя Мстислава Владимировича. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Российская археология.

Генофонд прото- и ранних славян до сих пор практически не изучен. Это связано с тем, что на протяжении всего I тысячелетия до нашей эры среди этих племен наиболее распространенным погребальным обрядом была кремация. Однако иногда в руки археологов все же попадают человеческие останки, которые не были сожжены. Так произошло во время раскопок разновременного поселения Куриловка-2, которое находится в Суджанском районе Курской области.

Этот многослойный памятник археологи обнаружили в 2012 году на правом берегу реки Суджа, когда обследовали участок, где был найден клад раннесредневековых артефактов. Один из культурных горизонтов, вскрытых на этом памятнике, относится к волынцевской культуре, которая существовала в конце VII — VIII / начале IX века. Во время раскопок жилища, представлявшего собой остатки полуземлянки, археологи обнаружили фрагменты черепа, включая верхнюю челюсть с несколькими сочлененными зубами. Кроме того, примерно в четырех метрах от этих находок, за пределами жилища, исследователи нашли еще несколько фрагментом, по-видимому, этого же черепа.

Татьяна Андреева (Tatiana Andreeva) из Университета «Сириус» совместно с коллегами представила результаты исследования этих останков. Антропологи определили, что, судя по развитию зубов, череп принадлежал ребенку, прожившему около трех-четырех лет. Для генетического анализа ученые отобрали фрагмент корня одного из зубов.

Палеогенетики прочли полный митохондриальный геном этого человека со средней глубиной покрытия 3,8 раза. Они определили, что ребенок был носителем гаплогруппы H1b, которая встречается во всех европейских популяциях, но особенно часто — среди современных жителей Пиренейского полуострова.

Затем ученые сравнили последовательность ДНК этого ребенка с 58 полными митохондриальными геномами представителей этой же гаплогруппы, которые были отсеквенированы из 36 современных, а также 22 древних и исторических образцов. Оказалось, что в собранной базе данных присутствуют два человека, митохондриальные геномы которых полностью идентичны образцу из поселения Куриловка-1. Один из них — это современный человек из Дании, а другой — венгерский король Бела III, который правил в 1172-1196 годах. Примечательно, что его матью была Ефросинья Мстиславна — дочь Великого киевского князя Мстислава и внучка новгородского посадника Дмитра Завидича.

Кроме того, ученые нашли сразу несколько полных митохондриальных геномов, которые отличаются от образца из Куриловки всего на одну замену. Среди них современные жители Испании, Дании и Финляндии, а также Пскова и Новгорода. Кроме того, на одну замену отличался митохондриальный геном человека эпохи викингов, останки которого нашли в Финляндии, но 12 нуклеотидов в его последовательности не определены, поэтому реальное количество отличий может быть заметно выше.

Ранее на N + 1 рассказывали, как палеогенетики исследовали ДНК людей, которых в III-XVIII веках похоронили недалеко от современного Суздаля. Среди прочего, они обнаружили, что в средневековых могильниках присутствовали люди явно неместного происхождения. Двое из них были генетически близки к тюркам, а один — к иранцам.

В Олдувайском ущелье обнаружили зубы парантропов Бойса