В средневековых могильниках под Суздалем нашли мигрантов с востока

Генетики исследовали ДНК людей из погребений III–XVIII веков

Палеогенетики исследовали ДНК людей, похороненных недалеко от современного Суздаля в III–XVIII веках. Они выяснили, что происхождение носителей культуры рязано-окских могильников III–IV веков можно смоделировать из трех компонент: популяции из восточной Балтики и степной зоны железного века, а также населения Кольского полуострова эпохи бронзы. На памятниках раннего Средневековья они нашли людей, генетически близких как к финно-уграм, так и к славянам. При этом славянская миграция сопровождалась изменением рациона людей. В средневековых могильниках также присутствовали и останки людей явно неместного происхождения. Двое из них генетически близки к тюркам, а один — к иранцам. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Current Biology.

До появления славян северо-восточные земли будущих древнерусских княжеств заселяли финно-угорские племена. Не была исключением и Ростово-Суздальская земля, подъем которой в качестве мощного политического центра произошел в XII веке. Так, к рубежу IX–X веков основным населением Волго-Клязьминского междуречья было ныне исчезнувшее племя меря, известное нам по летописям. Многочисленные поселения VII–X веков, связанные с этим этносом, археологи обнаружили в районе озер Неро и Плещеево, а также в Суздальском Ополье. Славянская колонизация этих земель началась в IX веке, однако массовый характер она приобрела лишь в первой половине X столетия.

Пяйви Онкамо (Päivi Onkamo) из Университета Турку совместно с коллегами из Австрии, России и Финляндии исследовала ДНК 28 человек, останки которых раскопали в районе Суздаля. Археологи обнаружили их в следующих разновременных могильниках: Большое Давыдовское-2 (III–IV века нашей эры, n = 9), Шекшово-9 (X–XII века, n = 9), Шекшово-2 (XII–XIII века, n = 2), Кибол-3 (XVIII век, n = 3) и Красное-3 (XIV век, n = 1). Кроме того, в исследование включили останки еще четырех человек из подкурганного (XII век, n = 1) и грунтовых захоронений (XII–XIII века, n = 3), раскопанных в городе Гороховец. Достаточное количество ДНК для анализа сохранилось в 31 образце.

В геномах людей из могильника железного века Большое Давыдовское-2, относящего к культуре рязано-окских могильников, ученые обнаружили сибирскую компоненту, которая сегодня встречается у многих народов уральской языковой семьи. Среди современных популяций эта компонента наиболее представлена у нганасанов. Около половины средневековых индивидов оказались генетически близки к людям из могильника Большое Давыдовское-2, в то время как другая половина — к восточным славянам. Это свидетельствует о появлении в регионе новой группы людей, прибывшей сюда после железного века. Самые поздние индивиды, жившие уже после эпохи Средневековья, генетически близки к современным русским.

Анализ стабильных изотопов углерода и азота показал, что в период между железным веком и Средневековьем у местных жителей изменилась и диета. Так, люди из могильника Большое Давыдовское-2 употребляли много белковой пищи и растений с С4-фотосинтезом (видимо, просо). При этом рацион людей из могильника Шекшово-9 в основном состоял на растениях с С3-фотосинтезом.

Рассматривая генофонд наиболее ранней популяции, ученые отметили, что они не нашли связи между этой группой и носителями фатьяновской культуры бронзового века. Моделирование показало, что их происхождение можно представить из трех компонент, связанных с населением балтийского железного века (около 50 процентов), жителями Кольского полуострова бронзового века (около 25 процентов) и населением степной зоны железного века (около 25 процентов).

По данным ученых, популяция из могильника Большое Давыдовское-2, похоже, представляла собой культуру, исчезнувшую к VII веку. Они считают маловероятным, что именно они были предками для средневекового населения. Видимо, более поздние жители связаны с близкой, но отдельной популяцией. Подходящим кандидатом на эту роль ученые назвали древнее летописное племя меря, проживавшее в Верхнем Поволжье.

Одна из исследованных средневековых групп, по всей видимости, представляет собой ранних славян. Генофонд второй популяции примерно на 35–75 процентов оказался связан с местным населением железного века. Генофонд людей самого позднего периода примерно на 70 процентов моделируется из раннеславянской популяции.

Происхождение нескольких людей из выборки оказалось более неожиданным. Например, один индивид из могильника Шекшово-9 оказался генетически ближе к населению Центральной и Западной Европы, нежели остальные. Два человека с памятника Шекшово-2 — к современным казахам, каракалпакам и сибирским татарам. По мнению исследователей, эти двое мужчин, умерших в молодом возрасте, могли быть тюркоязычными наемниками, находившимися на службе в Древней Руси. Кроме того, один человек с памятник Кидекша оказался генетически близок к древним и современным иранцам.

Ранее на N + 1 рассказывали об археологических исследованиях, проходивших в районе Суздаля. Так, ученые нашли финно-угорский клад эпохи Великого переселения народов, а также раскопали погребение древнерусского представителя военной элиты.

Онежские поморы оказались генетически близки к финноязычному населению и скандинавам