Хрущаки перестали притворяться мертвыми под действием феромонов

Жуки обоих полов очнулись быстрее, почуяв феромон

Исследователи из Японии выяснили, что притворившимся мертвыми хрущакам помогают быстрее очнуться феромоны, которые выделяют самцы. Судя по всему, феромоны сородичей указывают насекомым на то, что опасность миновала. Работа опубликована в Journal of Ethology.

В ситуации опасности многие животные притворяются мертвыми, булавоусые хрущаки Tribolium castaneum — не исключение. И хотя такое поведение и может спасти жизнь, слишком долго прикидываться мертвым тоже опасно: можно пропустить возможность поесть или спариться. Ранее Такахиса Миятакэ (Takahisa Miyatake) из Университета Окаямы с коллегами исследовали факторы, от которых зависит, как долго хрущаки будут притворяться. Тогда выяснилось, что оживить их быстрее может ощутимая вибрация.

Теперь Миятакэ и коллеги решили выяснить, могут ли на продолжительность притворной смерти повлиять феромоны — вещества, явно указывающие на близость активных сородичей. Самцы T. castaneum выделяют 4,8-диметилдеканал, который привлекает сородичей обоих полов. Исследователи в течение 40 поколений отбирали хрущаков, которые притворяются мертвыми дольше других, и именно на таких жуках провели эксперименты.

В экспериментах участвовало двадцать самцов и самок. Хрущаков сажали в чашки Петри и измеряли, как долго они притворяются мертвыми: в один день — с феромоновой приманкой поблизости, а в другой день — без нее. Чтобы снизить влияние других факторов, насекомых разделили на две группы и чередовали для них дни. Без феромона все жуки притворялись мертвыми дольше, чем с ним.

Присутствие феромонов говорит как минимум о том, что те жуки, которые их выделили, — рядом и в безопасности. Как максимум — о наличие поблизости еды или самок. Вероятно, хрущаки воспринимают это как сигнал, что можно очнуться. И такое поведение, по мнению авторов, адаптивно.

Животные используют феромоны по-разному. Например, аргентинские муравьи отравляют ими муравьев конкурирующих видов, и одновременно с тем — привлекают сородичей. А хищные улитки-конусы вырабатывают вещество, похожее на феромоны их жертв, и таким образом приманивают их.

Зоологи насчитали в России 87 ирбисов