Знатному пазырыкцу поставили диффузный идиопатический скелетный гиперостоз

И остеопороз четвертой степени

Палеопатологи и антропологи исследовали останки взрослого мужчины, которые нашли в 1990 году в могильнике Ак-Алаха-1 пазырыкской культуре. Ученые реконструировали внешность этого индивида и выяснили, что он принадлежал к европеоидному антропологическому типу. Они также обнаружили на его костях зажившие переломы и многочисленные патологии, которые позволили поставить диагнозы этому человеку — диффузный идиопатический скелетный гиперостоз и остеопороз четвертой степени. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Археология, этнография и антропология Евразии.

Больше полутора столетий исследователи изучают памятники пазырыкской археологической культуры, известные в Горном Алтае и сопредельных регионах. Она существовала примерно в VI-III веках до нашей эры и относилась к так называемому скифо-сибирскому миру. Археологи знают об этих людях главным образом благодаря раскопкам древних могильников, включая «царские» курганы. Из-за того, что некоторые могильники располагались в зоне с вечной мерзлотой, в этих памятниках сохранились редкие древние изделия, сделанные из органики. Среди них, например, известный войлочный ковер и колесница из пятого Пазырыкского кургана, раскопанного еще в 1949 году. Кроме того, иногда в могилах сохраняются даже мумифицированные тела покойных. Самый известный пример — это мумия так называемой Принцессы Укока (подробнее о ней читайте в материале «Хорошо сохранились»).

О том, что в курганах знатных пазырыкцев может быть вечная мерзлота, исследователи знали давно. Но обычно они раскапывали объекты, в которых до них уже побывали грабители. Ситуация изменилась в 1990 году, когда археологи работали в могильнике Ак-Алаха-1, который находится на плато Укок. В первом кургане этого комплекса они обнаружили два непотревоженных погребения, в одном из которых находились останки взрослого мужчины 45-50 лет, а в другом — юноши, который умер в 16-17 лет. Особенности погребального обряда позволили заключить, что эти люди принадлежали к знати. Причем оба мужчины, по-видимому, были родственниками по материнской и отцовской линиям, на что указал анализ древней ДНК, проведенный несколько лет назад.

Елена Аристова (Elena Aristova) совместно с коллегами из Новосибирского государственного медицинского университета и Института археологии и этнографии СО РАН провела новое исследование останков взрослого мужчины из первого кургана могильника Ак-Алаха-1. Анализ морфологических признаков черепа показал, что мужчина принадлежал к европеоидному антропологическому типу. По своему физическому облику он оказался похож на мужчин, которые в VI-III веках до нашей эры проживали на территории Волго-Уральского региона и на западе современного Казахстана. На основе собранных данных о морфологии черепа этого человека, возрасте и патологиях антропологи реконструировали его внешность.

На костях мужчины палеопатологи обнаружили многочисленные патологии и перенесенные травмы. Так, у него оказался неправильно сросшийся перелом левой ключицы и заживший перелом левой лопатки, в которой к тому же присутствовало отверстие размером 40×7 миллиметров. Проанализировав также повреждения на ребрах, исследователи пришли к выводу, что мужчину ударили чеканом по спине, после чего он мог упасть на левое плечо и сломать ключицу. Кроме того, следы травматических повреждений присутствуют и на правой стороне его плечевого пояса. Ученые отметили, что вместе эти травмы мешали нормальному функционированию плечевых суставов и выступали источником боли.

Но переломы оказались не главной проблемой этого человека. Его состояние усугублялось остеопорозом четвертой степи (крайне выраженной потерей костной массы), который поразил поясничный отдел позвоночника. Кроме того, мужчина страдал от системного заболевания соединительной ткани — диффузного идиопатического скелетного гиперостоза. Ученые отметили, что точные причины возникновения этой болезни неизвестны. Но ей сопутствуют пожилой возраст и нарушения метаболических и эндокринных процессов. По мнению авторов новой работы, возможно, столь серьезные проблемы со здоровьем связаны с тем, что он генетически не был адаптирован к условиям Горного Алтая и, возможно, родился за его пределами — об этом косвенно свидетельствует его антропологический тип.

Ранее на N + 1 неоднократно рассказывали об исследованиях памятников пазырыкской культуры. Например, два года назад археологи обнаружили в пазырыкском могильнике погребение в каменном ящике и четыре черепа животных. А в прошлом году барнаульский исследователь описал парное погребение в кургане пазырыкской региональной элиты.

Основными предками земледельцев докерамического неолита Кипра назвали выходцев из Анатолии