Это может помочь в разработке его профилактики
Американские исследователи пришли к выводу, что делирий после не кардиологических или не неврологических операций у пожилых людей связан с повышением проницаемости гематоэнцефалического барьера. Публикация об этом появилась в журнале Annals of Neurology.
Послеоперационный делирий представляет собой переменные нарушения внимания и уровня сознания после хирургических вмешательств. Наиболее подвержены ему пожилые пациенты — среди них распространенность этого заболевания может достигать 40 процентов. Послеоперационный делирий связан с удлинением сроков госпитализации, увеличением смертности и повышенным долгосрочным риском деменции. Согласно экспериментам на животных, механизм этого заболевания может быть связан с дисфункцией гематоэнцефалического барьера (ГЭБ). У людей подобных исследований не проводилось и, следовательно, мер профилактики разработано не было.
Чтобы разобраться в этом вопросе, Майкл Девинни (Michael Devinney) с коллегами из Университетов Дьюка и Вандербильта, а также Гарвардской медицинской школы проанализировал данные 207 участников проспективных обсервационных когортных исследований MADCO-PC и INTUIT. Все они были не кардиологическими и не неврологическими хирургическими пациентами в возрасте 60 лет и старше (медианный возраст 68 лет, 45 процентов — женщины).
У всех участников перед операцией и через 24 часа после нее забирали пробу спинномозговой жидкости путем люмбальной пункции и проводили биохимический анализ крови. По ним рассчитывали отношение уровней альбумина в этих биологических жидкостях (cerebrospinal fluid-to-plasma albumin ratio, CPAR), которое служит показателем проницаемости ГЭБ (альбумины или свежезамороженную плазму крови во время операций не переливали). Когнитивные функции оценивали серией из 14 тестов, делирий определяли ежедневно с помощью диагностического инструмента CAM или дважды в день — с помощью его сокращенной версии 3D-CAM. Информацию о клинических характеристиках пациентов и сопутствующих заболеваниях брали из электронных медицинских карт. Статистический анализ проводили с помощью критерия Уилкоксона и многопараметрической логистической регрессии с поправкой на сопутствующие факторы риска делирия.
Послеоперационный делирий развился у 26 (12,6 процента) пациентов. В целом по всем участникам CPAR после операции несколько возрастало — медианное изменение 0,28; межквартильный размах (МКР) от −0,48 до 1,24; p = 0,001. Это изменение было значительно более выраженным у пациентов с делирием, чем без него — медианный МКР 1,31 против 0,19; p = 0,003. В многопараметрической модели изменение CPAR от преоперационного уровня до значения через 24 часа после вмешательства оказалось независимо связано с возникновением делирия (отношение шансов 1,3 на каждую единицу увеличения CPAR; p = 0,026) и увеличением продолжительности госпитализации (отношение частот возникновения 1,15; p < 0,001).
Таким образом, развитие послеоперационного делирия и срок госпитализации у пожилых людей независимо связаны с ростом проницаемости ГЭБ после вмешательства. Хотя полученные результаты не несут информации о причинно-следственных связях, они обосновывают проведение дальнейших исследований, чтобы выяснить, влияет ли постоперационная профилактика дисфункции ГЭБ на вероятность развития делирия, считают авторы работы.
Гематоэнцефалический барьер не только защищает мозг, но и препятствует проникновению в него лекарственных препаратов, поэтому перед учеными и клиницистами зачастую стоит задача повысить его проницаемость. В различных экспериментах для этих целей использовали метамфетамин, ультразвук и стволовые клетки.
Из-за сильного кашля
В неотложное отделение швейцарской клиники поступил 10-летний мальчик, у которого в течение четырех дней прогрессировали кровоподтеки на веках. За четыре недели до этого у него появился сухой кашель, который обострился в течение последней недели. Пациент был привит согласно календарю вакцинации, не получал травм и не страдал нарушениями свертывания крови. При осмотре были выявлены экхимозы век и кровоизлияния под конъюнктиву обоих глаз. Детальное офтальмологическое обследование других патологических изменений не выявило. Врачи Цюрихской университетской детской больницы Леопольд Симма (Leopold Simma) и Максине Геш (Maxine Gesch) поделились этим случаем в New England Journal of Medicine.