Они должны быть достаточно редкими в средних слоях атмосферы
Планетологи определили, что наблюдавшиеся в атмосфере Венеры станцией «Акацуки» и наземным телескопом оптические вспышки связаны не с грозовыми разрядами, а с небольшими метеороидами. Таким образом, грозы на Венере, если они действительно есть, не должны представлять серьезной угрозы для будущих долгоживущих атмосферных исследовательских станций. Статья опубликована в Journal of Geophysical Research: Planets.
Венера интересна для ученых не только как планета, относимая к земной группе, но мало похожая на другие планеты из этой группы, но и как модель некоторых экзопланет. Однако ее сложно изучать из-за плотной атмосферы и высоких температур вблизи поверхности, из-за чего время жизни зондов ограничивается либо временем спуска до поверхности планеты, либо коротким временным отрезком на поверхности (рекорд составляет 127 минут и установлен станцией «Венера-13»).
Одним из вариантов исследовательских станций могут стать долгоживущие научные платформы, удерживаемые в слое облаков на высотах 50–70 километров от поверхности Венеры при помощи аэростатов. Однако им могут угрожать молнии, признаки наличия которых впервые замечены советскими станциями «Венера» в конце прошлого века. Сама по себе грозовая активность на Венере возможна и связывается с вулканизмом и эоловыми процессами вблизи поверхности планеты и разделением зарядов в облаках из серной кислоты. Но это остается предметом споров, так как не все автоматические аппараты находили свидетельства существования разрядов.
Группа планетологов во главе с Клэр Бласке (Claire H. Blaske) из Университета Аризоны решила разобраться в природе восьми оптических вспышек, одна из которых наблюдалась на Венере японской автоматической станцией «Акацуки», а остальные — наземным телескопом обсерватории Стюарда. Они регистрировались на длине волны 777 нанометров, связанной с излучением возбужденного атомарного кислорода, и приписывались молниям, а не метеорам. Такой вывод, в свою очередь, связывался с тем, что лишь примерно один процент энергии вспышки метеора будет излучаться на этой длине волны.
Исследователи проанализировали данные наблюдений за земными метеорами, а также данные по абляции горных пород в атмосфере Марса лазером прибора ChemCam марсохода «Кьюриосити». Оказалось, что небольшие метеороиды на Венере должны быть на порядок ярче, чем излучение черного тела вблизи длины волны 777 нанометров, и доля энергии вспышки, которая будет излучаться на этой длине волны, составит пять—десять процентов. Таким образом, вспышки больше похожи на абляцию небольших метеороидов на высоте около ста километров от поверхности Венеры, чем на грозовые разряды.
Ученые также пришли к выводу, что молнии в облаках Венеры могут быть достаточно редким явлением и не представляют очевидной опасности для атмосферных зондов или спускаемых аппаратов, проходящих сквозь атмосферу. Окончательно подтвердить существование молний на Венере и оценить их частоту должны наблюдения будущих миссий, таких как DAVINCI, VERITAS или Phantom.
Ранее мы рассказывали о том, как на Венере обнаружились доказательства текущей вулканической активности.
На них попали туманности, звездные скопления и галактики
Европейский космический телескоп «Евклид» прислал на Землю первые снимки, полученные в рамках научной программы. На них попали далекие галактики, скопление галактик в Персее, а также туманность Конская Голова и одно из шаровых скоплений Млечного Пути, сообщается на сайте Института астрономии Общества Макса Планка. «Евклид» отправился в космос в начале июля этого года, а спустя месяц достиг рабочей орбиты вокруг точки Лагранжа L2 в системе Солнце — Земля, после чего несколько месяцев проверял и калибровал научные инструменты, причем процесс прошел не очень гладко. Научная программа обсерватории рассчитана на шесть лет, она будет заниматься наблюдениями за галактиками, измеряя расстояние до них и их свойства. Это позволит построить наиболее точную трехмерную карту распределения галактик и темной материи во Вселенной, вплоть до систем, свет от которых шел до Земли около десяти миллиардов лет, а также оценить скорость расширения Вселенной. 7 ноября 2023 года Европейское космическое агентство опубликовало пять первых научных снимков, полученных приборам VIS и NISP в оптическом и ближнем инфракрасном диапазонах волн в рамках программы Early Release Objects. Благодаря им астрономы определили, что научные инструменты работают хорошо, а обсерватория способна получать достоверные данные. На снимках изображены: Спиральная галактика IC 342 в созвездии Жирафа, которая похожа на Млечный Путь, но труднодоступна для оптических наблюдений из-за близости к экватору Млечного Пути, богатого пылью. Карликовая неправильная галактика NGC 6822, расположенная на удалении 1,6 миллиона световых лет от Солнца в созвездии Стрельца. Это одна из ближайших к нам галактик и одна из первых систем, для которых была доказана внегалактическая природа.Скопление галактик Персея, представляющее собой одну из самых массивных систем такого рода. На изображение попало около тысячи галактик из скопления и еще около ста тысяч более тусклых и далеких галактик.Шаровое звездное скопление NGC 6397, второе по близости к Земле скопление такого типа, расположенное на расстоянии около 7800 световых лет в созвездии Жертвенника. Оно очень старое и содержит около четырех сотен тысяч звезд.Темная туманность Конская Голова — один из наиболее известных объектов в комплексе туманностей в созвездии Ориона. Туманность выглядит темной из-за поглощающей излучение звезд пыли, а внутри облака находится молодые звезды. Подробнее о том, чем может быть темная материя и почему она так важна для ученых, можно узнать из материала «Невидимый цемент Вселенной».