Они должны быть достаточно редкими в средних слоях атмосферы
Планетологи определили, что наблюдавшиеся в атмосфере Венеры станцией «Акацуки» и наземным телескопом оптические вспышки связаны не с грозовыми разрядами, а с небольшими метеороидами. Таким образом, грозы на Венере, если они действительно есть, не должны представлять серьезной угрозы для будущих долгоживущих атмосферных исследовательских станций. Статья опубликована в Journal of Geophysical Research: Planets.
Венера интересна для ученых не только как планета, относимая к земной группе, но мало похожая на другие планеты из этой группы, но и как модель некоторых экзопланет. Однако ее сложно изучать из-за плотной атмосферы и высоких температур вблизи поверхности, из-за чего время жизни зондов ограничивается либо временем спуска до поверхности планеты, либо коротким временным отрезком на поверхности (рекорд составляет 127 минут и установлен станцией «Венера-13»).
Одним из вариантов исследовательских станций могут стать долгоживущие научные платформы, удерживаемые в слое облаков на высотах 50–70 километров от поверхности Венеры при помощи аэростатов. Однако им могут угрожать молнии, признаки наличия которых впервые замечены советскими станциями «Венера» в конце прошлого века. Сама по себе грозовая активность на Венере возможна и связывается с вулканизмом и эоловыми процессами вблизи поверхности планеты и разделением зарядов в облаках из серной кислоты. Но это остается предметом споров, так как не все автоматические аппараты находили свидетельства существования разрядов.
Группа планетологов во главе с Клэр Бласке (Claire H. Blaske) из Университета Аризоны решила разобраться в природе восьми оптических вспышек, одна из которых наблюдалась на Венере японской автоматической станцией «Акацуки», а остальные — наземным телескопом обсерватории Стюарда. Они регистрировались на длине волны 777 нанометров, связанной с излучением возбужденного атомарного кислорода, и приписывались молниям, а не метеорам. Такой вывод, в свою очередь, связывался с тем, что лишь примерно один процент энергии вспышки метеора будет излучаться на этой длине волны.
Исследователи проанализировали данные наблюдений за земными метеорами, а также данные по абляции горных пород в атмосфере Марса лазером прибора ChemCam марсохода «Кьюриосити». Оказалось, что небольшие метеороиды на Венере должны быть на порядок ярче, чем излучение черного тела вблизи длины волны 777 нанометров, и доля энергии вспышки, которая будет излучаться на этой длине волны, составит пять—десять процентов. Таким образом, вспышки больше похожи на абляцию небольших метеороидов на высоте около ста километров от поверхности Венеры, чем на грозовые разряды.
Ученые также пришли к выводу, что молнии в облаках Венеры могут быть достаточно редким явлением и не представляют очевидной опасности для атмосферных зондов или спускаемых аппаратов, проходящих сквозь атмосферу. Окончательно подтвердить существование молний на Венере и оценить их частоту должны наблюдения будущих миссий, таких как DAVINCI, VERITAS или Phantom.
Ранее мы рассказывали о том, как на Венере обнаружились доказательства текущей вулканической активности.
Периодичность радиосигналов от источника составляет 2,9 часа
Астрономы определили, что долгопериодический радиотранзиент GLEAM-X J0704−37, обладающий рекордно большим периодом пульсаций в 2,9 часа, представляет собой двойную систему, содержащий красный и белый карлики. При этом белый карлик обладает мощным магнитным полем, что позволяет генерировать радиоизлучение. Статья опубликована в журнале Astrophysical Journal Letters.