«Джеймс Уэбб» посчитал звезды в темной туманности Кирпич

Это огромное облако холодного газа

Инфракрасный космический телескоп «Джеймс Уэбб» получил изображение гигантской темной туманности «Кирпич» в центральной области Млечного Пути. Благодаря телескопу ученые подсчитали число звезд, связанных с облаком, а также определили, что оно содержит гораздо больше угарного газа, чем предсказывалось ранее. Препринт работы опубликован на сайте arXiv.org.

Инфракрасные темные облака Млечного Пути представляют собой плотные холодные облака из молекулярного газа и пыли, которые могут обладать как нитевидной, так и компактной структурой, и характеризуются массой от сотни до десятков тысяч масс Солнца. Такие объекты интересны для астрофизиков с точки зрения изучения самых ранних стадий формирования звезд, в частности, есть идея о том, что инфракрасные темные облака могут быть прародителями звездных скоплений.

Группа астрономов во главе с Адамом Гинзбургом (Adam Ginsburg) из Университета Флориды опубликовала результаты анализа данных наблюдений за инфракрасным темным облаком G0.253+0.016 (или «Кирпич») при помощи камеры ближнего инфракрасного диапазона NIRCam и набора из шести фильтров телескопа «Джеймс Уэбб». Это одно из самых массивных и плотных молекулярных облаков в Млечном Пути, расположенное в Центральной Молекулярной зоне галактики, которое не демонстрирует значимых признаков звездообразования.

Исследователи обнаружили 377 тысяч отдельных источников излучения в облаке, из которых 56146 отождествляются со звездами и обнаруживаются на всех узкополосных изображениях. Интенсивное поглощение облаком света звезд впереди и позади него объясняется очень большим содержанием угарного газа, который находится в виде льда на поверхности пылинок внутри облака и в газовой фазе на его окраинах и выступает как хладагент в плотном молекулярном газе.

Таким образом, соотношение содержания угарного газа к молекулярному водороду и пыли к газу в облаках в центральной зоне Млечного Пути оказывается больше, чем в его диске, и больше, чем считалось ранее. Этот вывод может быть верен и для других галактик. Кроме того, тот факт, что поглощение льдом или газом излучения звезд наблюдается по всему облаку, говорит о необходимости более тщательно анализировать фотометрические данные наблюдений за центральными зонами галактик, при которых используются узкополосные фильтры.

Ранее мы рассказывали о том, как «Джеймс Уэбб» увидел огромную туманность вокруг умирающей звезды Вольфа-Райе.

Радиотелескоп MeerKAT случайно открыл 49 новых галактик за пару часов