«Джеймс Уэбб» посчитал звезды в темной туманности Кирпич

Это огромное облако холодного газа

Инфракрасный космический телескоп «Джеймс Уэбб» получил изображение гигантской темной туманности «Кирпич» в центральной области Млечного Пути. Благодаря телескопу ученые подсчитали число звезд, связанных с облаком, а также определили, что оно содержит гораздо больше угарного газа, чем предсказывалось ранее. Препринт работы опубликован на сайте arXiv.org.

Инфракрасные темные облака Млечного Пути представляют собой плотные холодные облака из молекулярного газа и пыли, которые могут обладать как нитевидной, так и компактной структурой, и характеризуются массой от сотни до десятков тысяч масс Солнца. Такие объекты интересны для астрофизиков с точки зрения изучения самых ранних стадий формирования звезд, в частности, есть идея о том, что инфракрасные темные облака могут быть прародителями звездных скоплений.

Группа астрономов во главе с Адамом Гинзбургом (Adam Ginsburg) из Университета Флориды опубликовала результаты анализа данных наблюдений за инфракрасным темным облаком G0.253+0.016 (или «Кирпич») при помощи камеры ближнего инфракрасного диапазона NIRCam и набора из шести фильтров телескопа «Джеймс Уэбб». Это одно из самых массивных и плотных молекулярных облаков в Млечном Пути, расположенное в Центральной Молекулярной зоне галактики, которое не демонстрирует значимых признаков звездообразования.

Исследователи обнаружили 377 тысяч отдельных источников излучения в облаке, из которых 56146 отождествляются со звездами и обнаруживаются на всех узкополосных изображениях. Интенсивное поглощение облаком света звезд впереди и позади него объясняется очень большим содержанием угарного газа, который находится в виде льда на поверхности пылинок внутри облака и в газовой фазе на его окраинах и выступает как хладагент в плотном молекулярном газе.

Таким образом, соотношение содержания угарного газа к молекулярному водороду и пыли к газу в облаках в центральной зоне Млечного Пути оказывается больше, чем в его диске, и больше, чем считалось ранее. Этот вывод может быть верен и для других галактик. Кроме того, тот факт, что поглощение льдом или газом излучения звезд наблюдается по всему облаку, говорит о необходимости более тщательно анализировать фотометрические данные наблюдений за центральными зонами галактик, при которых используются узкополосные фильтры.

Ранее мы рассказывали о том, как «Джеймс Уэбб» увидел огромную туманность вокруг умирающей звезды Вольфа-Райе.

InSight оценил скорость сокращения марсианских суток

Это связано с ускорением вращения Марса вокруг своей оси

Планетологи оценили скорость уменьшения продолжительности марсианских суток, которая составила долю миллисекунды в год и вызвана ускорением вращения планеты, а также уточнили размеры ядра Марса. Это удалось сделать благодаря радиоэксперименту RISE, проводившемуся при помощи марсианской автоматической станции InSight. Статья опубликована в журнале Nature. InSight стала первой внеземной геофизической исследовательской станцией, которая проработала на Марсе чуть больше четырех лет, исследуя его сейсмическую активность и внутреннее строение. Одним из основных научных инструментов аппарата стал эксперимент RISE (Rotation and Interior Structure Experiment), в рамках которого отслеживался доплеровский сдвиг в частоте радиосигналов, передаваемых с наземных станций на InSight и обратно. Благодаря ему можно оценить скорости прецессии и нутации оси вращения планеты, которые связаны с параметрами марсианских ядра и мантии. Группа планетологов во главе с Себастьяном Ле Мейстром (Sébastien Le Maistre) из Королевской обсерватории Бельгии опубликовала результаты анализа данных, собранных RISE за 30 месяцев наблюдений для определения свойств ядра и мантии Марса. Ученые также использовали архивные данные спускаемого аппарата «Викинг-1». Исследователи уточнили радиус ядра Марса, который теперь составляет 1835±55 километров, в предположении, что ядро является конвективным и жидким сплавом железа и серы, а мантия твердая. Это хорошо согласуется с предыдущими оценками и требует большого содержания легких элементов. Ученые предполагают, что у Марса все же нет внутреннего твердого ядра. Наиболее совместимый с данными RISE модельный состав ядра включает в себя 2,5 массовых процентов кислорода, 15 массовых процентов серы, 1,5 массовых процентов углерода и один массовый процент водорода. Ученые также оценили ускорение вращения планеты вокруг собственной оси, которое составляет четыре угловых миллисекунды в год за год, что соответствует уменьшению продолжительности марсианских суток на 7,6×10-4 миллисекунды в год. Это значение на три порядка больше, чем эффект от взаимодействия Марса со спутником Фобосом и Солнцем, и может быть связано с долгосрочной внутренней эволюцией Марса или с накоплением льда на полярных шапках и изменением параметров атмосферы. Ранее мы рассказывали о том, как InSight составил детальную схему подповерхностных слоев Марса.