Он жаловался на системные отеки
Ученые описали случай развития болезни минимальных изменений после прививки коронавирусной вакциной Moderna у молодого японца. Спустя две недели после вакцинации первым компонентом препарата у пациента развился генерализованный отек, и в дальнейшем врачи поставили диагноз с помощью биопсии. Статья опубликована в BMJ Case Reports.
Большинство существующих вакцин, защищающих от ковида, не вызывают серьезных побочных эффектов. Чаще всего отмечаются побочные реакции легкой и средней степени тяжести, которые проходят в течение двух-трех дней после вакцинации. Однако периодически врачи сообщают о более тяжелых последствиях вакцинации.
Болезнь минимальных изменений возникает при первичном повреждении подоцитов в клубочках почки. Она называется так, потому что при световой микроскопии биопсийного материала не наблюдают никаких морфологических изменений, и диагноз подтверждают только с помощью электронной микроскопии. Ранее сообщалось о том, что болезнь может развиваться после вакцинации, в том числе от ковида, однако в большинстве случаев у пациентов существовал преморбидный фон, который повышал риск ее развития.
К врачам под руководством Нобутэру Нобаяси (Nobuteru Kobayashi) из Больницы Красного Креста Минато города Иокогама обратился молодой мужчина с жалобами на системные отеки. Он рассказал, что на следующий день после прививки первой дозой вакцины Moderna у него поднялась температура и появился отек в месте инъекции. Эти симптомы прошли через один день, однако через два дня после вакцинации появился отек ног. В течение следующих двух недель общий отек, частота сердцебиений и одышка постепенно усиливались. Ему прописали мочегонное средство, но симптомы не проходили.
В анамнезе у пациента числился атопический дерматит и ожирение с индексом массы тела 31 килограмм на квадратный метр. При поступлении его кровяное давление составляло 142 на 93 миллиметра ртутного столба, а частота сердечных сокращений — 81 удар в минуту. Масса его тела увеличилась с 90 до 101 килограмма из-за системного отека. Анализы крови показали наличие нефротического синдрома, то есть с мочой у пациента терялось много белка. В сутки он терял 18346 миллиграмм белка. Анализы не выявили антитела, которые появляются при системных заболеваниях соединительной ткани. Однако уровень сывороточного иммуноглобулина E был заметно повышен.
Пациенту провели биопсию почки и обнаружили полный склероз одного из двадцати трех клубочков. Иммунофлуоресцентное окрашивание на иммуноглобулины и компоненты комплемента было отрицательным. Электронная микроскопия показала нормальную толщину базальной мембраны клубочков и диффузное повреждение ножек подоцитов. Пациенту поставили диагноз болезни минимальных изменений.
Пациенту назначили 60 миллиграмм преднизолона в день, и на 12 день удалось достичь значительной ремиссии симптомов. На протяжении полутора лет он принимал сниженную дозу стероидов, а затем врачи отменили их вовсе. Однако через месяц после этого симптомы вернулись, и ему пришлось снова начать поддерживающую гормональную терапию.
Поскольку нет единой концепции, которая бы объясняла этиологию и патогенез болезни минимальных изменений (за исключением теории о повреждении подоцитов циркулирующими факторами Т-клеток), авторы этого исследования призывают врачей и ученых обратить внимание на случаи этого заболевания после вакцинации. Изучение этой ассоциации, в том числе фундаментальное, позволит как лучше понять процесс развития этой патологии, так и сделать вакцины более безопасными.
Ранее мы рассказывали про то, что у людей с ожирением значительно снижается продолжительность защитного эффекта вакцин от ковида.
У пожилых британцев
Микаэла Блумберг (Mikaela Bloomberg) из Лондонского университетского колледжа с коллегами провела эксперимент с участием зрелых и пожилых людей и обнаружила, что небольшие (но значимые) когнитивные эффекты физических нагрузок сохраняются до следующего дня. В работе приняли участие 76 человек в возрасте 50–83 года без признаков когнитивных расстройств. В течение восьми дней они носили акселерометры и ежедневно выполняли тесты на внимание, память, скорость психомоторных реакций, исполнительные функции и скорость обработки информации. Анализ данных проводили линейными моделями со смешанными эффектами с поправками на сопутствующие факторы. Результаты опубликованы в International Journal of Behavioral Nutrition and Physical Activity.