При их совместном приеме эффективность не увеличивалась
Рандомизированное исследование тайских ученых показало, что куркумин облегчает симптомы диспепсии с той же эффективностью, что и омепразол. При этом при одновременном приеме двух субстанций они не оказывали синергетического эффекта. Исследование опубликовано в BMJ Evidence-Based Medicine.
При функциональной диспепсии нарушается моторика желудочно-кишечного тракта без его объективных органических поражений. Обычно она проявляется чувством тяжести после еды, болью или жжением в эпигастрии. Как правило, для коррекции этих симптомов достаточно коррекции диеты и образа жизни, однако в некоторых странах врачи назначают ингибиторы протонной помпы (ИПП), что считается эффективным, но не слишком безопасным в долгосрочной перспективе подходом, поскольку длительный прием ИПП повышает риск переломов, дефицита питательных микроэлементов и инфекций.
Поэтому врачи рассматривают иные варианты лекарственной терапии функциональной диспепсии. В частности, внимание ученых привлекал куркумин, который широко используется в качестве биологически активной добавки. Несколько исследований показывали его умеренный положительный эффект у людей с диспепсией, однако в настоящее время нет убедительных данных об эффективности куркумина в сравнении с обычными лекарственными препаратами.
Крит Понгпирул (Krit Pongpirul) совместно с коллегами из Университета Чулалонгкорна исследовал, насколько эффективно куркумин облегчает симптомы диспепсии по сравнению с омепразолом — типичным ИПП. В исследовании приняло участие 206 человек, которых разделили на три группы: одни принимали по две капсулы (250 миллиграмм в каждой) куркумина четыре раза в день, другие — одну капсулу (20 миллиграмм) омепразола один раз в день, третьи принимали оба препарата в тех же дозах. До конца исследования дошел 151 пациент.
Между всеми тремя группами ученые не обнаружили значимых демографических различий и различий в симптомах диспепсии. На 28-й день лечения в трех группах наблюдалось значительное снижение интенсивности боли и других симптомов диспепсии. При этом показатели общего самочувствия значительно улучшились только в группе куркумина. Прогрессивно уменьшение симптомов наблюдалось во всех трех группах и на 56 день наблюдения. Побочные эффекты в трех группах были схожими.
По мнению авторов работы, куркумин может воздействовать на TRPV1, также известный как рецептор капсаицина — алкалоида, содержащийся в различных видах стручкового острого перца. Известно, что куркумин конкурентно ингибирует индуцированную капсаицином активацию TRPV1. Дальнейшие исследования должны быть направлены на изучение долгосрочных эффектов куркумина.
Эти исследования будут особо актуальны в разрезе сообщений о том, что длительное употреблении куркумы приводит к повреждению печени.
В испытаниях третьей фазы
Ричард Липтон (Richard Lipton) из Медицинского колледжа Альберта Эйнштейна с коллегами из Венгрии, Германии, Италии и США представил результаты трех клинических испытаний противомигренозного препарата атогепанта, в которых многие участники избавлялись от головной боли уже в первый день приема. В двойных слепых рандомизированных плацебо-контролируемых испытаниях третьей фазы ADVANCE, ELEVATE и PROGRESS приняли участие 1243 пациента, страдавшие мигренью больше года, с 4–14 днями приступов в месяц. На протяжении четырех недель они принимали либо 60 миллиграмм антагониста CGRP-рецепторов атогепанта в день, либо плацебо. Результаты опубликованы в журнале Neurology.