Генератор кислорода MOXIE завершил работу на Марсе

За два с половиной года прибор выработал 122 грамма молекулярного кислорода

Первая в истории установка по получению кислорода из марсианской атмосферы MOXIE завершила работу. За 2,5 года прибор в ходе 16 включений выработал 122 грамма молекулярного кислорода, сообщается на сайте NASA.

MOXIE (Mars Oxygen In-situ Resource Utilization Experiment) установлен на марсоходе «Персеверанс». Это первый проводимый на Марсе эксперимент по получению ресурсов для пилотируемых экспедиций. Прибор всасывает марсианский воздух через HEPA-фильтр, сжимает при помощи спирального насоса и нагревает до 800 градусов Цельсия, после чего направляет в электролизную ячейку с твердым оксидом, где углекислый газ разлагается на ионы кислорода и угарного газа. После этого ионы кислорода направляются к аноду, где превращаются в молекулярный кислород, а смесь остальных газов выбрасывается в атмосферу. Эксперимент начался в апреле 2021 года.

В начале сентября команда MOXIE подвела итоги работы прибора. Шестнадцатый по счету и финальный сеанс работы MOXIE состоялся 7 августа 2023 года, в ходе которого было произведено 9,8 грамма кислорода. В общей сложности за 2,5 года работы прибор сгенерировал 122 грамма молекулярного кислорода с чистотой 98 процентов и выше. При этом максимальная производительность составила 12 грамм в час. MOXIE успешно функционировал в разных климатических условиях в течение всего марсианского года.

Исследователи также опубликовали аудиозапись работы компрессора MOXIE, полученная микрофоном инструмента SuperCam марсохода «Персеверанс» 27 мая 2021 года.

Теперь ученые намерены масштабировать установку, однако это будет заключаться не в создании более эффективной модели прибора, а более крупного устройства, включающего в себя генератор и ожижитель кислорода, а также его хранилище.

Ранее мы рассказывали о том, как марсианский бетон предложили делать на основе крови и мочи астронавтов.

Crew Dragon с Александром Гребенкиным на борту отправился на МКС