В Фанагории нашли монетный клад времен антимитридатовского восстания

Вероятно, в 63 году до нашей эры кошелек с жалованием спрятал наемник

Российские археологи обнаружили в прошлом году в Фанагории небольшой клад, состоящий из десяти боспорских и понтийских бронзовых монет, лежавший под небольшим камнем. По мнению исследователей, по-видимому, этот кошелек принадлежал наемнику, который спрятал его во время антимитридатовского восстания, произошедшего в 63 году до нашей эры. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Краткие сообщения Института археологии.

Фанагория — это один из древнейших известных городов, располагавшихся на территории России. Эту греческую колонию, руины которой сохранились на Тамани, в VI веке до нашей эры основали переселенцы из Малой Азии. Несмотря на несколько серьезных кризисов, Фанагория просуществовала 16 веков, в конечном счете погибнув в X веке нашей эры в результате вражеского нашествия. Сегодня остатки древнего и средневекового поселения представляют собой большое городище, площадь которого составляет около 60 гектаров, причем треть из них находится под водой. Укрепленную часть города окружают большие некрополи и остатки разного рода сооружений.

Первые раскопки Фанагории начались еще в XIX веке, но систематически археологи исследуют этот памятник с 1936 года, продолжая это и по сей день. В прошлом году во время работ на раскопе «Нижний город», который был заложен в 2014 году, они обнаружили небольшой монетный клад, спрятанный под камнем у остатков фундамента стены. Этой находке и посвятили новую статью Михаил Абрамзон (Mikhail Abramzon) и Сергей Остапенко (Sergey Ostapenko) из Института археологии РАН.

Ученые отметили, что монеты лежали компактной кучкой. По-видимому, это говорит о том, что первоначально их спрятали в кошельке. В общей сложности в нем находилось десять бронзовых монет, пять из которых были боспорскими, четыре — понтийскими. Происхождение еще одного артефакта определить не удалось. Среди находок оказались два мелких халка, а также оболы и тетрахалки.

Исходя из состава клада, исследователи пришли к выводу, что монеты были выданы из царской казны в виде жалованья. Вероятно, кошелек принадлежал понтийскому наемнику, который служил в гарнизоне, охранявшем царскую резиденцию, в которой проживала семья Митридата. По данным ученых, логично предположить, что монеты были спрятаны во время Фанагорийского восстания 63 года до нашей эры, когда жители города выступили против царя Митридата VI. Похожие клады этого же время ранее археологи находили на территории самой царской резиденции, которую восставшие подожгли во время осады.

Недавно мы уже рассказывали о раскопках в Фанагории. Тогда археологи сообщили, что обнаружили древнейшую на территории России синагогу, разрушенную во время пожара в середине VI века нашей эры. Ученые предполагают, что молитвенный дом был построен еще в первом столетии нашей эры.

Российские археологи нашли в Фанагории древний клад из 80 монет