Астрономы впервые нашли массивную магнитную гелиевую звезду

Она станет прародителем магнитара

Астрономы впервые обнаружили массивную магнитную гелиевую звезду, которая, как считают, ученые, возникла при слиянии двух гелиевых звезд. В дальнейшем она станет прародителем магнитара, когда взорвется как сверхновая. Статья опубликована в журнале Science.

Магнитары составляют примерно десять процентов от популяции молодых нейтронных звезд и характеризуются очень большими магнитными полями с индукцией более 1014 гаусс. Эти объекты очень интересны для астрофизиков, в частности они могут объяснять происхождение быстрых радиовсплесков. Однако неясно, как именно магнитары приобретают сильные магнитные поля, по одной из гипотез они могут быть связаны с полями ядер массивных звезд перед их коллапсом.

Группа астрономов во главе с Томером Шенаром (Tomer Shenar) из Амстердамского университета сообщила, что впервые отыскала массивную магнитную гелиевую звезду, которая может быть прародителем магнитара. Речь идет о звезде в двойной системе HD 45166, за которой велись наблюдения при помощи наземных спектрографов FEROS и HERMES, а также спектрополяриметра ESPaDOnS.

HD 45166 расположена на расстоянии около трех тысяч световых лет от Солнца в созвездии Единорога и состоит из звезды главной последовательности класса B7 V и горячей (с температурой около 70 тысяч кельвин) звезды-компаньона, богатой гелием, которая была классифицирована как квазизвезда Вольфа — Райе из-за очень узких эмиссионных линий в спектре и аномального присутствия в нем сильных линий углерода, кислорода и азота.

Анализ данных наблюдений показал, что период обращения звезд вокруг друг друга составляет 8200 дней, а длина большой полуоси орбиты составляет 10,5 астрономической единицы. Масса звезды главной последовательности составляет 3,38 массы Солнца, а ее компаньона — 2,03 массы Солнца. При этом звезда-компаньон обладает очень большим магнитным полем с величиной индукции 43 килогаусс.

Ученые считают, что эта массивная магнитная гелиевая звезда не может быть оголенным остатком массивной звезды, и, скорее всего, образовалась при слиянии гелиевых звезд промежуточной массы в тесной двойной системе, входившей в тройную систему. При этом большая часть (или вся) богатой водородом внешней оболочки при слиянии была сброшена. Предполагается, что в будущем эта звезда взорвется как сверхновая типа Ib или IIb, что приведет к возникновению магнитара.

Ранее мы рассказывали о том, как телескоп NICER увидел движение горячих пятен на магнитаре.

Черная дыра промежуточной массы выдала себя пролетами сквозь аккреционный поток вблизи сверхмассивной черной дыры