Больше всего страдали дети, которые проводили у экранов более четырех часов в день
Исследование более семи тысяч детей показало, что увеличение экранного времени у детей в возрасте одного года связано с задержками в нервно-психическом развитии в последующем. В два года наблюдались нарушения пяти показателей развития, а в четыре года — в развитии речи и умении решать задачи. Как сообщается в JAMA Pediatrics, риск нарушения повышался вместе с увеличением экранного времени: больше всего страдали дети, которые проводили у экранов более четырех часов в день.
Под экранным временем врачи понимают количество времени, которое люди проводят за просмотром телевизора, игрой в видеоигры и использованием мобильных телефонов, планшетов и других электронных устройств. Всемирная организация здравоохранения рекомендует детям от двух до пяти лет проводить перед экранами не более одного часа в день, чтобы обеспечить им достаточную физическую активность и сон. Однако недавний метаанализ показал, что лишь малая часть родителей придерживается этих рекомендаций. Немаловажную роль в увеличении среднего экранного времени у детей в последние годы сыграла пандемия ковида.
Исследования показывали, что увеличение экранного времени связано с различными нарушениями нервно-психического развития у детей. Однако в большинстве из них оценивался только один показатель этого развития и крайне редко эффект от экранного времени оценивался в долгосрочной перспективе.
Иппэй Такахаси (Ippei Takahashi) с коллегами из Университета Тохоку изучали связь между экранным временем в возрасте одного года года и пятью параметрами нервно-психического развития (общение, крупная моторика, мелкая моторика, умение решать задачи и социальные навыки) в возрасте двух и четырех лет. В исследование включили 7097 детей, мальчиков и девочек было примерно поровну.
У 3440 детей экранное время составляло менее одного часа в день, у 2095 — от одного до двух часов, у 1272 — от двух до четырех часов и у 290 — четыре и более часов. Матери детей с высоким уровнем экранного времени чаще были моложе, страдали от послеродовой депрессии, имели более низкий доход и образование, и это был их первый ребенок. Экранное время у детей оценивалось с помощью анкетирования родителей.
Многомерный анализ, в котором экранное время менее одного часа в день выступало эталоном, с поправкой на ковариаты показал, что риск нарушений нервно-психического развития по всем пяти изучаемым параметрам в два года возрастает пропорционально экранному времени в один год. В четыре года эта связь оставалась статистически значимой для развития речи и умения решать задачи. Исключение из выборки детей, у которых обнаружили расстройства аутистического спектра, значимо не повлияло на результаты анализа.
Эти результаты подтверждают ранее найденные ассоциации экранного времени с нарушениями нервно-психического развития у детей. Они станут дополнительной доказательной базой для рекомендаций по использованию детьми экранных устройств, а также для фундаментальных исследований в этой области, которые бы объясняли причинно-следственные связи найденных ассоциаций.
Ранее японские ученые нашли связь между пандемией ковида и задержкой нервно-психического развития у детей.
С эозинофилией
Британские, австралийские и шведские исследователи сообщили об успехе клинических испытаний препарата бенрализумаба для купирования обострений астмы и хронической обструктивной болезни легких (ХОБЛ), сопровождающихся эозинофилией. Отчет о работе опубликован в журнале The Lancet Respiratory Medicine.