Больше всего страдали дети, которые проводили у экранов более четырех часов в день
Исследование более семи тысяч детей показало, что увеличение экранного времени у детей в возрасте одного года связано с задержками в нервно-психическом развитии в последующем. В два года наблюдались нарушения пяти показателей развития, а в четыре года — в развитии речи и умении решать задачи. Как сообщается в JAMA Pediatrics, риск нарушения повышался вместе с увеличением экранного времени: больше всего страдали дети, которые проводили у экранов более четырех часов в день.
Под экранным временем врачи понимают количество времени, которое люди проводят за просмотром телевизора, игрой в видеоигры и использованием мобильных телефонов, планшетов и других электронных устройств. Всемирная организация здравоохранения рекомендует детям от двух до пяти лет проводить перед экранами не более одного часа в день, чтобы обеспечить им достаточную физическую активность и сон. Однако недавний метаанализ показал, что лишь малая часть родителей придерживается этих рекомендаций. Немаловажную роль в увеличении среднего экранного времени у детей в последние годы сыграла пандемия ковида.
Исследования показывали, что увеличение экранного времени связано с различными нарушениями нервно-психического развития у детей. Однако в большинстве из них оценивался только один показатель этого развития и крайне редко эффект от экранного времени оценивался в долгосрочной перспективе.
Иппэй Такахаси (Ippei Takahashi) с коллегами из Университета Тохоку изучали связь между экранным временем в возрасте одного года года и пятью параметрами нервно-психического развития (общение, крупная моторика, мелкая моторика, умение решать задачи и социальные навыки) в возрасте двух и четырех лет. В исследование включили 7097 детей, мальчиков и девочек было примерно поровну.
У 3440 детей экранное время составляло менее одного часа в день, у 2095 — от одного до двух часов, у 1272 — от двух до четырех часов и у 290 — четыре и более часов. Матери детей с высоким уровнем экранного времени чаще были моложе, страдали от послеродовой депрессии, имели более низкий доход и образование, и это был их первый ребенок. Экранное время у детей оценивалось с помощью анкетирования родителей.
Многомерный анализ, в котором экранное время менее одного часа в день выступало эталоном, с поправкой на ковариаты показал, что риск нарушений нервно-психического развития по всем пяти изучаемым параметрам в два года возрастает пропорционально экранному времени в один год. В четыре года эта связь оставалась статистически значимой для развития речи и умения решать задачи. Исключение из выборки детей, у которых обнаружили расстройства аутистического спектра, значимо не повлияло на результаты анализа.
Эти результаты подтверждают ранее найденные ассоциации экранного времени с нарушениями нервно-психического развития у детей. Они станут дополнительной доказательной базой для рекомендаций по использованию детьми экранных устройств, а также для фундаментальных исследований в этой области, которые бы объясняли причинно-следственные связи найденных ассоциаций.
Ранее японские ученые нашли связь между пандемией ковида и задержкой нервно-психического развития у детей.
Статистику собирали в США
Филлис Зи (Phyllis Zee) из Северо-западного университета в Чикаго с коллегами провела анализ данных проспективного когортного исследования и обнаружила, что у женщин с постоянным коротким сном во время первой беременности и несколько лет после нее повышен риск развития метаболического синдрома. В анализ вошли 3922 женщины (средний возраст 27,3 года), включенные в исследование NuMoM2b-HHS с октября 2010 по сентябрь 2013 года во время их первой беременности. Наблюдение за ними продолжали от двух до семи лет (медианно 3,1 года). Стойким коротким сном считали сон менее семи часов в сутки во время беременности и периода наблюдения. Результаты опубликованы в журнале JAMA Network Open.