Как бактериальных, так и вирусных
Исследование на выборке в 1,2 миллиона детей показало, что прием ингибиторов протонной помпы (ИПП) связан с повышенным риском серьезных инфекций у маленьких детей. В частности французские ученые обнаружили, что дети, принимавшие ИПП, чаще страдали от инфекций желудочно-кишечного тракта, инфекций уха, носа и горла, нижних дыхательных и мочевыводящих путей и нервной системы. При этом риск повышается как для бактериальных, так и для вирусных инфекций. Результаты исследования опубликованы в JAMA Pediatrics.
Ингибиторы протонной помпы (ИПП) эффективно снижают секрецию соляной кислоты и используются для лечения гастроэзофагеальной рефлюксной болезни. У младенцев ее порой сложно отличить от неосложненного гастроэзофагеального рефлюкса — не патологического процесса, проявляющегося срыгиваниями, который не требует назначения ИПП. Однако в большинстве стран с высоким уровнем дохода наблюдается увеличение доли детей младшего возраста, которые принимают эти препараты.
Например, во Франции в 2019 году 6,1 процента детей младше двух лет принимали ИПП в 2019 году. В Новой Зеландии распространенность использования таких препаратов на первом году жизни увеличилась с 2,4 процента до 5,2 процента в период с 2005 по 2012 год, похожие тенденции наблюдаются и в скандинавских странах. При этом имеются данные, что прием ИПП может быть связан с развитием различных неинфекционных заболеваний у детей. Однако связь с инфекциями остается плохо изученной.
Марион Лассаль (Marion Lassalle) с коллегами из Французского национального агентства по безопасности лекарственных средств и товаров для здоровья изучали влияние ИПП на развитие инфекционных болезней у детей младшего возраста. Всего в исследование включили 1262424 ребенка, из которых 606645 получали лекарство по крайней мере один раз в течение периода наблюдения (в среднем 3,7 года) и 655779 не получали ИПП. Средний возраст детей составил 88, мальчиков и девочек было примерно поровну.
В целом, у детей, которые получали ИПП чаще наблюдались сопутствующие заболевания, включая респираторные заболевания, и они чаще использовали кортикостероиды. В общей сложности у 152055 детей была впервые диагностирована серьезная (которая потребовала госпитализации) инфекция. Прием ИПП с течением времени был связан с общим повышением риска серьезных инфекций на 34 процента. Этот риск постепенно снижался с увеличением времени, прошедшего с момента отмены приема ИПП.
Воздействие ИПП с течением времени также оказалось связано с общим повышенным риском серьезных инфекций как у детей, родившихся сильно недоношенными, так и у детей с хроническим заболеванием. Риск инфекций пищеварительного тракта с течением времени повышался на 52 процента, уха, горла и носа — на 47 процентов, нервной системы — на 31 процент, нижних дыхательных путей — на 22 процента, мочевыводящих путей — на 20 процентов, опорно-двигательного аппарата — на 17 процентов. Риск бактериальных инфекций увеличивался на 56 процентов, вирусных — на 30 процентов.
Как сообщают авторы работы, это первое крупное исследование, в котором наблюдаются статистически значимые связи между приемом ИПП и развитием серьезных инфекций у детей раннего возраста. Эти результаты позволят обоснованно пересмотреть подходы к назначению этих препаратов в этой возрастной когорте.
Ранее мы рассказывали, что длительный прием ингибиторов протонной помпы повышает риск развития деменции.
Антитела сохранялись до года после вакцинации
Вакцина от аллергии, запускающая выработку антител против иммуноглобулина E, успешно прошла первые доклинические испытания: в экспериментах на мышах она предотвращала местную аллергическую реакцию, а также анафилактический шок при внутривенном введении аллергена. При этом препарат никак не повлиял на способность иммунитета защищать животных от паразитарной инфекции. Исследование опубликовано в Science Translational Medicine.