Ботаники переоткрыли пять потерянных видов растений из Перу и Эквадора

А также один подвид

Ботаники переоткрыли в Перу и Эквадоре пять видов и один подвид тропических растений из рода Nasa. Некоторые из них не попадались на глаза ученым более ста лет. Вновь обнаружить их удалось благодаря фотографиям натуралистов-любителей, загруженным на сайт iNaturalist. Результаты исследования опубликованы в статье для журнала PhytoKeys.

Растения порой прячутся от ботаников не хуже, чем животные — от зоологов. Некоторые представители флоры не попадались на глаза ученым так долго, что те считали их вымершими — до тех пор, пока не переоткрыли спустя несколько десятилетий или даже столетий после последней встречи. Например, в прошлом году специалисты впервые за почти сто лет обнаружили на острове Гаити эндемичную магнолию Magnolia emarginata. А в Техасе тогда же переоткрыли очень редкий вид дуба Quercus tardifolia.

Еще большего успеха добилась команда ботаников под руководством Тило Хеннинга (Tilo Henning) из Центра исследований сельскохозяйственных ландшафтов имени Лейбница. В центре внимания исследователей оказались растения из рода Nasa, который принадлежит к семейству лоазовых (Loasaceae). Род насчитывает около ста видов, распространенных от Мексики до Чили. Особенно разнообразны Nasa в фитогеографическом регионе Амотапе-Уанкабамба, который охватывает южную часть Эквадора и северную часть Перу. Многие местные представители рода обладают очень ограниченными ареалами и растут, например, только на одной горной вершине или в одном фрагменте леса.

Некоторые виды Nasa из региона Амотапе-Уанкабамба, описанные в XIX-XX веках, известны лишь по типовым экземплярам из гербариев. Вполне возможно, что многие из них уже исчезли. Однако когда Хеннинг и его соавторы присоединились в качестве экспертов к онлайн-базе данных iNaturalist, где любители природы делятся фотографиями своих находок, они обнаружили в ней снимки четырех потерянных видов Nasa: Nasa ferox, N. hastata и N. solaria из Перу и N. ramirezii из Эквадора. В двух других случаях к исследователям лично обратились коллеги с просьбой уточнить видовую принадлежность сфотографированных растений. Так были переоткрыты N. colani из Перу и подвид N. humboldtiana humboldtiana из Эквадора.

Часть этих переоткрытых таксонов не попадались на глаза ботаникам уже очень давно. Например, подвид N. humboldtiana humboldtiana был известен исключительно по гербарным образцам, собранным около 160 лет назад. А единственным известным до недавнего времени экземплярам N. ferox и N. hastata около 130 и 100 лет соответственно. При этом некоторые из потерянных Nasa были повторно обнаружены в хорошо изученной и густонаселенной местности, например, в окрестностях Лимы, столицы Перу.

Хеннинг и его соавторы отмечают, что на протяжении долгого времени изучение растений было уделом профессиональных ботаников. Однако сегодня благодаря таким платформам как iNaturalist любой желающий может внести свой вклад в исследование растений. При этом сведения натуралистов-любителей особенно ценны для изучения видов с ограниченными и труднодоступными ареалами.

Ранее мы рассказывали о том, как ботаники переоткрыли южноамериканское растение Gasteranthus extinctus, которое в последний раз находили в дикой природе почти сорок лет назад. Считалось, что оно исчезло после того, как большинство лесов на ее родном горном хребте в Эквадоре были сведены под нужды сельского хозяйства. Растению даже присвоили видовое название, которое в переводе с латыни означает «вымерший». Однако оказалось, что G. extinctus все еще встречается на уцелевших участках леса, а также на склонах Анд.

Женские соцветия однопокровниц оказались могилами для грибных комаров и яслями для их личинок