Достаточно жить в двух километрах от них
Близость жилых помещений к местам применения пестицидов в 2,5 раза повышает риск постановки диагноза хронического риносинусита. Как сообщается в JAMA Otolaryngology—Head & Neck Surgery, достаточно проживать в радиусе двух километров от территорий, где используют ядохимикаты.
При хроническом риносинусите в слизистой оболочке носа и околоносовых пазух более трех месяцев сохраняется стойкое воспаление: возникает заложенность носа, боль, из носа могут отходить гнойные выделения. В целом врачи и ученые считают, что от него страдает большое количество людей во всем мире, однако эпидемиологические исследования часто затруднены из-за низкого числа обращений пациентов за медицинской помощью, и большинство из них проводятся с помощью опросников, в которых людям предлагается выбрать, какие из симптомов хронического риносинусита у них есть.
При ожидаемой высокой распространенности болезни ее причины до сих пор остаются не до конца выясненными. Выдвигаются гипотезы о ведущей роли дисфункции эпителия, изменений микробиома, иммунодефицита и других факторов. Помимо этого свой вклад оказывают и факторы внешней среды: экологические и профессиональные. Например, у фермеров, которые часто работают с пестицидами, чаще возникают ринит и астма. А недавние эксперименты in vitro продемонстрировали, что содержащиеся в пестицидных смесях вещества вызывают дозозависимое цитотоксическое повреждение синоназального эпителия.
Основываясь на этих данных, Дживианн Ли (Jivianne Lee) с коллегами из Калифорнийского университета исследовала, как близость проживания (в радиусе двух километров) к местам использования пестицидов связана с риском развития хронического риносинусита. Для этого команда ретроспективно исследовала случаи обращения в медицинские учреждения пациентов с жалобами на риносинусит за четыре года. Воздействие пестицидов на пациентов в местах их проживания исследовалось с помощью вычислительной модели, которая включает данные об использовании ядохимикатов с 1989 года.
Всего в исследование включили 310 участников (средний возраст 50 лет; 146 мужчин и 164 женщин). Большинство участников никогда не курили, 69 бросили курить, а 14 курили в настоящее время. Наиболее распространенными пестицидами были глифосат, миклобутанил, имидаклоприд, бикарбонат калия, пираклостробин, боскалид и абамектин.
При многомерном анализе выяснилось, что воздействие пестицидов повышает риск развития хронического риносинусита в 2,5 раза. Такой риск оставался статистически значимым даже после поправки на возраст, пол, историю курения, год обследования, округ проживания, диабет и гипертоническую болезнь. При конкретизации диагнозов выяснилось, что воздействие пестицидов в 2,5 раза повышает риск развития полипозного риносинусита, и в 2,6 раза — не полипозного хронического риносинусита.
По словам ученых это первая работа, в которой изучалась связь между близостью проживания к местам применения пестицидов и риском развития хронического риносинусита. Хотя ученым только предстоит узнать точный механизм, который лежит в основе этой ассоциации, нынешние результаты показывают, что использование пестицидов может стать проблемой общественного здравоохранения.
Пестициды вредны не только для людей. Недавно вы рассказывали про то, как от замены фосфорорганических и карбаматных инсектицидов на пиретроиды и неоникотиноиды заметно пострадали водные и наземные беспозвоночных, в том числе опылители.
В проспективных клинических испытаниях
Ученые под руководством Кимфорд Мидор (Kimford Meador) из Стэнфордского университета провели клинические испытания и пришли к выводу, что прием современных противоэпилептических средств — ламотриджина и леветирацитама — во время беременности не влияет на вербальное развитие детей до шестилетнего возраста. В мультицентровых проспективных нерандомизированных испытаниях в рамках исследования MONEAD приняли участие 387 женщин и их дети. 298 матерей страдали эпилепсией, 78 процентов из них во время беременности принимали указанные препараты отдельно или в комбинации. Вербальные способности детей оценивали в среднем в возрасте 6,4 года. Результаты опубликованы в JAMA Neurology.