Особое внимание в модели отведено самоповреждениям
Британские ученые совместно со шведскими и американскими коллегами разработали многофакторную модель, с помощью которой можно рассчитать риск суицида в течение 12 месяцев. Она использует данные об 11 факторах риска, в том числе психические заболевания и их лечение, а также историю самоповреждений. Для удобства использования модели ученые разработали онлайн-калькулятор. Как сообщается в BMJ Mental Health, чувствительность модели составила 82 процента, а специфичность — 54 процента.
Для системной профилактики самоубийств врачам важно понимать факторы риска самоубийств, чтобы выделять группу высокого риска, которой помощь нужна в первую очередь. Например, к такой группе относятся люди, причиняющие себе вред, у которых риск самоубийства в течение года от случая самоповреждения по меньшей мере в 20 раз превышает таковой среди населения в целом.
Ежегодно около 16 миллионов человек причиняют себе вред, поэтому профилактический потенциал среди таких людей огромен. Однако поскольку рекомендуемые в настоящее время методы лечения включают ресурсоемкую специализированную психологическую терапию с обучением и десятком сеансов, большинство систем здравоохранения не могут предложить такие методы лечения и профилактики. Поэтому более точная и детальная оценка риск суицида у таких людей позволит наиболее эффективно распределять ресурсы.
Существующие методы статистической оценки риска суицида подвергаются критике за низкую информативность и эффективность. Поэтому Сина Фазель (Seena Fazel) из Оксфордского университета с коллегами из Швеции и США разработали многофакторную модель, которая рассчитывает риск самоубийства на основе 11 факторов. Для этого они провели когортное ретроспективное исследование, направленное на изучение национальных баз данных Швеции для сбора информации о суицидах и самоповреждениях у лиц старше десяти лет. Опираясь на эти данные, ученые изучали, как различные факторы риска влияют на риск суицида.
В изучаемую когорту вошло 53172 человека, из которых 37523 были отнесены к выборке для разработки модели, 15649 — для внешней валидации. В группе разработки модели 267 человек (0,7 процента) умерли от самоубийства в течение шести месяцев после оценки с помощью модели, 391 (1 процент) — в течение 12 месяцев, 540 (1,4 процента) — в течение двухлетнего периода наблюдения. В группе валидации через шесть месяцев от своих рук погибло 108 человек (0,7 процента), через 12 — 178 (1,1 процента), и 251 (1,6 процента) в течение двух лет наблюдения. Значимых демографических различий между группами ученые не наблюдали. Среди тех, кто умер в результате самоубийства, медиана продолжительности жизни после оценки с помощью модели составила 11 месяцев. В валидационной выборке медиана выживаемости составила те же 11 месяцев среди тех, кто умер от самоубийства.
Ученые выделили 11 факторов риска самоубийства, на которых может основываться их модель. Среди них мужской пол, расстройства, связанные с употреблением наркотиков в настоящее время или в течение всей жизни, недавнее психическое расстройство, недавнее применение психотропных препаратов, случаи членовредительства в течение жизни, госпитализация на ночь для обеспечения безопасности, а также расчетный индекс самоповреждения, который связан с передозировкой психотропных препаратов и аутоасфиксией. Также в модель внесли употребление алкоголя. Связь с возрастом была нелинейной — с низким риском в младшем возрасте, но резким увеличением риска после подросткового возраста.
После многочисленных статистических анализов модель показала значимые успехи в расчете риска суицида: например, проверка в когорте разработки модели показала, что у двух случайно выбранных людей в 76 процентов случаев модель оценит более высокий риск для того, кто умрет от самоубийства через 12 месяцев, чем для человека, который этого не сделает. Чувствительность модели для прогнозирования риска суицида через шесть месяцев составила 68 процентов, а специфичность — 71 процент. Для 12-месячного прогноза чувствительность составила 82 процента, а специфичность — 54 процента. Для удобства расчета риска ученые создали онлайн-калькулятор.
В будущих исследованиях ученые рассчитывают сравнить их модель с другими, а также проверить ее в полевых условиях.
Факторами риска суицида в многочисленных исследованиях были самые разные параметры. Например, недавно мы рассказывали, что трансгендерность повысила риск суицида, а в пандемию ковида увеличилось число суицидальных попыток среди детей.
Он эффективен при пероральном приеме
Австрийские и австралийские исследователи модифицировали молекулу окситоцина и получили стабильный в кишечном содержимом аналог с высоким сродством к его рецептору. В экспериментах на мышах с хронической болью в животе этот препарат производил выраженный анальгезирующий эффект, что делает его перспективным кандидатом на применение при хронических болезнях кишечника у людей. Отчет о работе опубликован в журнале Angewandte Chemie International Edition.