Истории о том, как эти животные вместе разоряют пчелиные гнезда, могут оказаться мифом
Зоологи заподозрили, что популярные истории, согласно которым медоуказчики приводят медоедов к пчелиным гнездам, являются мифом. Проанализировав собственные наблюдения, литературные данные и опросы местных жителей, исследователи не нашли однозначных свидетельств в пользу того, что такое поведение существует в реальности. Если же медоуказчики и медоеды действительно сотрудничают, то это происходит лишь в нескольких местах по всей Африке — например, на севере и юге Танзании. В то же время взаимовыгодное сотрудничество медоуказчиков и людей хорошо изучено и задокументировано. Результаты исследования опубликованы в статье для журнала Journal of Zoology.
Большие медоуказчики (Indicator indicator) наладили взаимовыгодное сотрудничество с людьми. Эти птицы, обитающие в сухихи лесах и редколесьях к югу от Сахары, питаются в основном личинкам, яйцами, медом и сотами диких пчел. Однако они не могут самостоятельно добраться до пчелиных колоний, расположенных в дуплах деревьев. Обнаружив такое гнездо, медоуказчик с помощью криков и поведения приводит к нему людей, которые успокаивают пчел дымом, вскрывают дупло и забирают большую часть меда, личинок и куколок. А птице они в качестве награды оставляют построенные из воска пустые соты.
Во многих источниках, от статей в рецензируемых журналах до научно-популярных книг, также можно встретить утверждения, что медоуказчики аналогичным образом сотрудничают с медоедами (Mellivora capensis) — напоминающими барсуков хищниками из семейства куньих. Некоторые авторы идут дальше и утверждают, что сначала медоуказчики научились взаимодействовать с медоедами, а потом переключились на людей. Обычно истории о дружбе между двумя этими видами принимаются как данность — однако в действительности многие зоологи предполагают, что это всего лишь миф (в отличие от известного по крайней мере с XVI века и хорошо задокументированного в научной литературе сотрудничества медоуказчиков и людей). Например, сцена из фильма 1974 года «Animals Are Beautiful People», в которой медоуказчик приводит медоеда к пчелиному гнезду (она представлена ниже), была постановкой с участием ручного хищника и чучела птицы на леске.
Команда зоологов под руководством Джессики ван дер Вал (Jessica E. M. van der Wal) из Кейптаунского университета решила разобраться, действительно ли медоуказчики и медоеды сотрудничают ради разорения пчелиных гнезд. Исследователи опросили 400 охотников за медом из одиннадцати общин в девяти африканских странах, от Ганы и Нигерии до Мозамбика и Эсватини. В некоторых из этих сообществ, например, в Мозамбике и Танзании, люди регулярно сотрудничают с медоуказчиками, а в других, например, в Гане, почти никогда не добывают мед таким образом. Во всех случаях авторы спрашивали местных жителей, видели ли они, как медоуказчики и медоеды вместе разоряют гнезда или взаимодействуют друг с другом каким-то иным образом.
Семьдесят шесть опрошенных (что соответствует девятнадцати процентам от всей выборки) сообщили, что наблюдали, как медоуказчики и медоеды общаются между собой. Из них четырнадцать человек видели представителей двух этих видов в одном пчелином гнезде, а еще шестьдесят два заметили взаимодействие между ними вдали от пчелиной колонии. Сто одиннадцать опрошенных не наблюдали за сотрудничеством медоуказчиков и медоедов, но сообщили, что верят в него.
Чаще всего о дружбе медоедов и медоуказчиков рассказывали жители трех общин в Танзании. На них пришелся семьдесят один процент опрошенных, которые якобы сами видели такое поведение, и шестьдесят восемь процентов опрошенных, которые в него верили. По расчетам авторов, взаимодействия медоедов и медоуказчиков наблюдали от 33 до 61 процентов опрошенных танзанийцев из разных общин (а от 44 до 91 процента верили в такое поведение). Напротив, в общинах из других стран лишь немногие охотники за медом сообщили, что наблюдали сотрудничество двух этих видов или верят в него (шесть и тринадцать процентов соответственно).
На следующем этапе ван дер Вал и ее соавторы сформулировали шесть условий, при выполнении которых сотрудничество медоуказчиков и медоедов можно считать реалистичным. Во-первых, медоуказчики должны видеть медоедов; во-вторых, медоуказчики должны подзывать медоедов к пчелиным гнездам; в-третьих, медоеды должны видеть или слышать медоуказчиков; в-четвертых, медоеды должны следовать за медоуказчикамм; в-пятых, медоеды должны уметь вскрывать пчелиные гнезда; в-шестых, медоеды должны оставлять медоуказчикам в награду остатки пчелиных сот.
Проанализировав научную литературу и результаты собственных наблюдений, проведенных в Мозамбике и Танзании, исследователи пришли к выводу, что пока можно говорить о выполнении всего нескольких условий, в первую очередь первого и пятого. Например, медоуказчики действительно могут пересекаться с медоедами. Ареалы двух этих видов совпадают во многих частях Африки. Как правило, медоеды ведут ночной образ жизни, однако там, где их не преследуют люди, они кормятся и после восхода солнца — а значит, могут попадаться на глаза медоуказчикам, активность которых наиболее высока ранним утром и вечером. Медоеды также часто встречаются в местах, где медоуказчики умеют приводить людей к пчелиным гнездам. Кроме того, медоеды действительно иногда разоряют пчелиные гнезда, расположенные в дуплах или созданных людьми ульях, чтобы добраться до меда.
С выполнением других условий все оказалось намного хуже. Ван дер Вал и ее коллеги отмечают, что изучали сотрудничество медоуказчиков и людей в Танзании на протяжении девятнадцати лет и в Мозамбике на протяжении десяти лет. За это время они сотни раз встречали медоуказчиков, которые пытались привести их к пчелиному гнезду, но ни разу не замечали, чтобы эти птицы подзывали медоедов или сотрудничали с ними (и вообще всего лишь раз видели медоедов и медоуказчиков рядом). Возможно, что во многих случаях, когда местным охотникам за медом казалось, что медоуказчики подают сигналы медоедам, в действительности птицы пытались привлечь внимание наблюдателей. Интересно, что один из авторов около сорока лет назад попытался проверить реакцию медоуказчика на чучело медоеда, прикрепленное к радиоуправляемой машинке. Птица проигнорировала чучело, но заметила ученого, который прятался в палатке, и подала ему сигнал.
Еще одна проблема заключается в том, что медоеды при поиске пищи полагаются на обоняние, а вот видят и слышат довольно плохо. Таким образом, они могут просто не заметить звуковые и визуальные сигналы медоуказчиков. А выращенные в неволе медоеды не реагировали на призывы этих птиц.
Ван дер Вал и ее коллеги не смогли однозначно ответить на вопрос, действительно ли медоуказчики и медоеды сотрудничают ради разорения пчелиных гнезд. Однако некоторые выводы из полученных ими данных сделать все-таки можно. Если дружба медоуказчиков и медоедов действительно существует, она вряд ли широко распространена по Африке. В большинстве регионов, где встречаются оба этих вида, местные жители редко рассказывают об их сотрудничестве. Это касается даже мест, где медоуказчики привыкли подзывать людей к пчелиным гнездам.
В то же время авторы сомневаются, что сотрудничество медоуказчиков и медоедов — это просто миф. Хотя местные жители могут неверно истолковывать поведение двух этих видов или просто пересказывать исследователям популярные в их общинах истории, по крайней мере в Танзании процент людей, утверждавших, что они лично наблюдали, как медоуказчики разоряют пчелиные гнезда вместе с медоедами, слишком велик, чтобы просто отмахнуться от их свидетельств.
По мнению ученых, вероятнее всего, что птицы все-таки сотрудничают с медоедами, но всего в нескольких местах по всей Африке, в первую очередь, на севере и на юге Танзании. Это звучит логично, если считать, что для взаимовыгодного сотрудничества представителям обоих видов требуются навыки, которые приобретаются в процессе социального обучения. При этом наблюдать сотрудничество медоедов и медоуказчиков должно быть чрезвычайно трудно. Первые боятся людей, которые их преследуют и убивают, а вторые при виде человека тут же переключаются на него и пытаются подозвать его к пчелиному гнезду. Лишь у охотников-собирателей, способных передвигаться бесшумно, есть шанс увидеть необычные взаимодействия медоуказчиков и медоедов. Ван дер Вал и ее коллеги надеются, что дополнительные исследования помогут выяснить, какие отношения связывают два этих вида в действительности.
Ранее мы рассказывали о том, как зоологи описали совместную охоту южноафриканской лисицы (Vulpes chama) и африканского хорька (Ictonyx striatus) в пустыне Калахари. Хорек спустился в систему нор, чтобы выгнать оттуда грызуна, а лисица осталась сторожить добычу на поверхности земли. Также исследователи зафиксировали еще пятнадцать случаев, когда лисицы и хорьки держались вместе.