Жившего 1,45 миллиона лет назад гоминина разделал другой гоминин

Возможно, это одно из древнейших свидетельств каннибализма

Американские палеоантропологи изучили фрагмент большеберцовой кости гоминина, найденный в 1970 году в кенийском местонахождении Кооби-Фора. Исследователи пришли к выводу, что на окаменелости, возраст которой составляет около 1,45 миллиона лет, присутствуют следы, оставленные каменными орудиями и зубами крупной кошки. Как сообщается в статье, опубликованной в журнале Scientific Reports, возможно, находка представляет собой одно из древнейших свидетельств каннибализма. Хотя остается непонятно, принадлежал ли людоед к тому же виду, что и индивид, на кости которого присутствуют насечки.

В редких случаях ископаемые остатки древних людей, австралопитеков и прочих гоминин сохраняют следы, по которым можно установить потенциальную причину гибели этого индивида. Например, живший около 2,5 миллиона лет назад африканский австралопитек (Australopithecus africanus), прозванный ребенком из Таунга, возможно, стал жертвой венценосного орла (Stephanoaetus coronatus), а человек умелый (Homo habilis), чьи кости возрастом около 1,75 миллиона лет нашли в Олдувайском ущелье, вероятно, пал в результате нападения крокодила.

Иногда следы на костях и контекст находок указывают на то, что с глубокой древности люди могли становиться жертвами каннибалов. Так, во время раскопок в Гран-Долине (Испания) археологи обнаружили останки нескольких индивидов (H. antecessor), которых, по всей видимости, около 949–772 тысяч лет назад наряду с другими животными съели люди, на что указали следы, сделанные каменными орудиями. Хорошо известны примеры каннибализма у неандертальцев, например — находки из испанской пещеры Эль-Сидрон, где ученые нашли останки целой группы из 12 человек, которые около 49 тысяч лет назад стали добычей людоедов.

В новой работе Бриана Побинер (Briana Pobiner) из Смитсоновского института совместно с коллегами из США представила результаты повторного исследования находки, сделанной больше 50 лет назад. Еще в 1970 году знаменитый палеоантрополог Мэри Лики (Mary Leakey) обнаружила в кенийском местонахождении Кооби-Фора фрагмент левой большеберцовой кости KNM-ER-741, которая принадлежала гоминину, жившему примерно 1,45 миллиона лет назад. При этом до сих пор нет уверенности, к какому виду относился этот индивид. В разное время находку считали костью парантропа Бойса (Paranthropus/Australopithecus boisei), человека прямоходящего (H. erectus) или еще какого-то вида ископаемых гоминин.

Побинер и ее коллеги не стали вступать в дискуссию о том, к какому виду относить окаменелость, и в статье называют ее просто остатками гоминина. Во время нового исследования находки на ее поверхности ученые заметили 11 следов, которые предположительно могли быть сделаны каменными орудиями.

Более пристальный анализ позволил палеоантропологам заключить, что девять следов представляют собой порезы, а оставшиеся два — следы зубов. Сравнив последние два следа с ранее накопленными примерами погрызов, ученые пришли к выводу, что, по-видимому, их оставил представитель семейства кошачьих — возможно, лев. Остальные насечки, по мнению авторов новой работы, могут представлять собой свидетельства антропофагии. При этом они подчеркнули, что у них нет оснований прямо называть это каннибализмом (то есть поеданием себе подобных), поскольку нет уверенности ни в том, к какому виду принадлежит кость, ни в том, кто оставил насечки своими орудиями. Хотя ученые и не исключили, что, возможно, перед нами акт каннибализма.

Палеоантропологи также отметили, что невозможно понять, по какой причине умер индивид, кость которого они исследовали. Более того, неясно, кто первым раньше добрался до его тела — крупная кошка (например, лев) или же гоминин. По данным исследователей, кость из Кооби-Форы представляет собой одно из древнейших свидетельств антропофагии. Возможно, оно уступает лишь находке Stw-53 из южноафриканского комплекса пещер Стеркфонтейн. Однако рукотворность следов на окаменелостях этого австралопитека или раннего Homo, жившего от 2,6 до 1,5 миллиона лет назад, ставится под сомнение. По этой причине исследователи утверждают, что окаменелость из Кооби-Фора представляет собой первый убедительный пример останков африканского гоминина, жившего в раннем плейстоцене, на которых присутствуют следы от каменных орудий.

Совсем недавно на N + 1 рассказывали, что археологи обнаружили в Испании два фрагмента неандертальского черепа. Окаменелости, возрастом более 52 тысяч лет, раскопали в пещере Кова-де-лес-Тейксонерес, где ранее исследователи нашли свидетельства каннибализма.

Бабочки оказались самыми упоминаемыми в хайку членистоногими