Она живет только в штате Виктория
Сотрудники Мельбурнского зоопарка обнаружили сохранившуюся популяцию австралийских скрытоухих агам Tympanocryptis pinguicolla, которые считались вымершими с 1969 года. Эти мелкие ящерицы обитают лишь на травянистых равнинах штата Виктория и сильно страдают от инвазивных хищников и чрезмерного выпаса скота. Как сообщает The Guardian, теперь зоологи намерены уточнить, сколько агам осталось в дикой природе, а также начать разводить их в неволе.
Многие австралийские рептилии серьезно пострадали от человека и завезенных им видов. Например, крупные вараны и змеи часто погибают от отравления, когда пытаются съесть инвазивных жаб-ага (Rhinella marina), попавших на континент по вине людей. Численность более мелких рептилий сокращается из-за разрушения среды обитания, загрязнения водоемов и хищничества лисиц и одичавших кошек.
Один из таких видов — австралийская скрытоухая агама Tympanocryptis pinguicolla. До недавнего времени зоологи считали, что на травянистых равнинах на возвышенностях Восточной Австралии существует несколько популяций этих небольших ящериц, достигающих всего 15 сантиметров в длину. Однако затем выяснилось, что большинство из них следует относить к отдельным видам. А название T. pinguicolla сохранилось лишь за популяцией из штата Виктория, представителей которой в последний раз видели в 1969 году.
Более поздние попытки найти T. pinguicolla не дали результатов. Многие специалисты пришли к выводу, что вид полностью исчез из-за распространения одичавших кошек и перевыпаса скота, который уничтожил среду обитания. Согласно данной точке зрения, T. pinguicolla стал первым видом рептилий, вымершим в континентальной Австралии в историческое время (на принадлежащем Австралии острове Рождества исчезло еще несколько видов ящериц, подробнее о них читайте в нашем материале «Открыточный зверинец»).
Тем не менее, не все герпетологи смирились с тем, что скрытоухие агамы из штата Виктория вымерли. В 2017 году к поискам этого вида подключились сотрудники Мельбурнского зоопарка. И спустя шесть лет им наконец удалось обнаружить небольшую популяцию T. pinguicolla в одном из регионов штата Виктория. Точное место находки держится в секрете, чтобы защитить редких ящериц от беспокойства и вылова браконьерами, которые торгуют рептилиями. Пока неясно, какому количеству агам удалось выжить. Чтобы выяснить это, специалисты планируют провести дополнительные поиски с участием собак, натренированных на вынюхивание этих рептилий.
Зоологи также намерены запустить программу по разведению T. pinguicolla в неволе. Для этого они поймали и перевезли в Мельбурнский зоопарк 16 представителей вида. Ранее специалисты уже добились успеха с родственным видом — T. lineata, который обитает в окрестностях Канберры.
Несколько лет назад зоологи переоткрыли мышь Гульда (Pseudomys gouldii), считавшуюся исчезнувшей с середины XIX века. Генетическое исследование показало, что этот австралийский грызун дожил до наших дней — правда, под другим названием и всего на нескольких островках у побережья Западной Австралии.
На это указывали анализы крови, ультразвуковое исследование и посмертная гистология
Анализ крови, ультразвуковое исследование и посмертный анализ тканей яичников пожилой самки суматранского орангутана по имени Джина из зоопарка Джерси подтвердили наступление менопаузы, которая ранее не была обнаружена у этого вида приматов. Джине было около пятидесяти лет и за всю жизнь она родила пять раз. С 2010 года, после того как последний детеныш был отлучен от груди, ей стали давать оральные контрацептивы. В конце февраля 2014 года препарат отменили, но менструации у Джины не возобновились и спустя два месяца. Анализ крови, взятой в конце апреля, выявил повышенный уровень фолликулостимулирующего гормона и сниженный уровень эстрадиола в сыворотке — как и бывает при менопаузе. Толщина эндометрия по данным УЗИ составляла всего 2 миллиметра (средняя его толщина у фертильных самок орангутанов — от 4 до 9,2 миллиметров), а в яичниках не было активных фолликулов. Также у Джины были нарушены функции почек и сердца. Когда Джина умерла, исследователи изучили ее репродуктивные органы: в яичниках наблюдались белые тела, плотная строма, но никаких примордиальных фолликулов.