Находка относится к культуре Отомань-Фюзешабонь
Венгерские археологи раскопали на северо-востоке страны могильник эпохи средней бронзы, оставленный носителями культурного комплекса Отомань-Фюзешабонь. В одной из могил начала II тысячелетия до нашей эры, помимо останков мужчины, исследователи обнаружили глиняную модель повозки со спицованными колесами — один из древнейших примеров такого устройства колес, когда-либо найденных в Карпатском бассейне. Как сообщается в статье, опубликованной в Oxford Journal of Archaeology, еще два с половиной колеса они нашли в более поздней яме (возможно, могиле), в которой отсутствовали человеческие кости.
В эпоху средней бронзы на землях современной Румынии, Венгрии, Словакии, Польши и Украины сложился культурный комплекс Отомань-Фюзешабонь, который существовал примерно с 2000/1900 по 1450/1400 годы до нашей эры. Представители этой общности обладали высоким уровнем развития культуры, что наглядно проявлялось в умении возводить сложные оборонительные укрепления вокруг своих поселений, устройстве жилищ и развитой системе торговых связей. Кроме того, они делали качественные изделия из металлов, рога, кости и глины. Хозяйство носителей культуры Отомань-Фюзешабонь основывалось на плужном земледелии (выращивали ячмень, пшеницу, бобовые растения и рожь) и животноводстве (крупный рогатый скот, свиньи, козы, овцы и лошади).
Акос Мендьян (Ákos Mengyán) из Венгерского национального музея совместно с коллегами сообщил, что в 2018 году археологи проводили охранно-спасательные раскопки на окраине современного города Энч, расположенного на северо-востоке Венгрии, и обнаружили могильник эпохи бронзы. В общей сложности исследователи открыли здесь 1413 объектов, 1093 из которых, возможно, представляли собой погребения. Останки людей присутствовали только в 704 могилах, еще 180 ям содержали лишь керамику и/или бронзовые артефакты. Оставшиеся 209 объектов были пустыми, но археологи предполагают, что это могли быть кенотафы или разграбленные погребения.
В новой работе ученые представили находки, обнаруженные в двух объектах: № 1290 и 1389. Первый представлял собой прямоугольную могильную яму, на дне которой археологи заметили остатки деревянного гроба и обнаружили потревоженные останки покойного и сопроводительный инвентарь. Антропологи заключили, что кости принадлежали мужчине, прожившему 25–30 лет. Объект № 1389 представлял собой небольшую прямоугольную яму, в которой отсутствовали кости людей, зато были артефакты.
Вместе с останками мужчины в могиле № 1290 лежала глиняная модель повозки, длина короба которой составляет от 13,5 до 19,5 сантиметра, ширина — от 8 до 17 сантиметров, а диаметр колес — десять сантиметров. В яме № 1389 также присутствовали детали модели повозки — два с половиной колеса, диаметр которых равняется 11–12,5 сантиметра.
Типологический анализ керамики из могилы № 1290 позволил археологам датировать находки ранней фазой культуры Отомань-Фюзешабонь (примерно 2000/1900—1800 годами до нашей эры). Радиоуглеродный анализ образцов костей указал на аналогичную датировку — 1925–1770 годы до нашей эры (при доверительном интервале 68,3 процента). Керамика из объекта № 1389 более поздняя и, вероятно, относится примерно к 1700–1500 годам до нашей эры.
Археологи отметили, что, помимо раскопанного в Энче могильника, известно еще восемь глиняных моделей повозок из шести памятников, связанных с культурой Отомань-Фюзешабонь. Причем только в одном случае подобный артефакт нашли в могиле рядом с человеческими останками, еще в двух случаях они лежали в объектах, где кости людей (как и в случае с № 1389) отсутствовали. Оставшиеся пять глиняных моделей происходят из поселений, а не могильников, причем только одна из них не была случайной находкой.
Исследователи обратили внимание на датировку модели повозки из могилы № 1290. Дело в том, что это, вероятно, один из древнейших примеров изображения спицованных колес, найденных в Карпатском бассейне. Это техническая новация в устройстве повозок, по-видимому, возникла на рубеже III и II тысячелетия до нашей эры и быстро распространилась по таким регионам, как Евразийская степь, Малая и Центральная Азия, а также по Ближнему Востоку. По мнению авторов статьи, на севере и северо-востоке Карпатского бассейна спицованные колеса распространились под влиянием культуры Отомань-Фюзешабонь, что может быть связано с зависимостью местных общин от протяженных торговых (обменных) сетей.
Ранее на N + 1 рассказывали, как российские ученые провели протеомный анализ зубной эмали четырех детей эпохи бронзы, вместе с останками которых археологи нашли глиняные модели колыбелей. Оказалось, что трое из четырех индивидов однозначно были девочками, принадлежавшими к общинам носителей катакомбной и северокавказской культур.
Три индивида из четырех однозначно оказались девочками
Российские ученые провели протеомный анализ зубной эмали четырех детей, живших в эпоху бронзы, вместе с останками которых нашли модели колыбелей. Трое индивидов, по данным исследователей, однозначно были девочками, которые принадлежали к обществам носителей катакомбной и северокавказской культур. Этот вывод соответствовал изначальной гипотезе авторов новой работы, опубликованной в журнале Краткие сообщения Института археологии, что «колыбельный» культ — женский. Однако четвертый ребенок, возможно, был мальчиком, что потребовало от исследователей дополнительных объяснений.