В Израиле обнаружили 12-тысячелетние манки на хищных птиц

Семь артефактов раскопали на поселении натуфийской культуры

Археологи и палеозоологи повторно исследовали птичьи кости, найденные в Израиле на натуфийском поселении Айн-Маллаха. Среди них оказались одна целая и шесть фрагментированных флейт, созданных более 12 тысяч лет назад из длинных костей крыльев небольших водоплавающих птиц. Изготовив три реплики этих музыкальных инструментов, ученые пришли к выводу, что, вероятнее всего, они использовались в качестве манков на хищных птиц — пустельгу и ястреба-перепелятника. Результаты исследования опубликованы в журнале Scientific Reports.

В конце эпохи плейстоцена и в начале голоцена популяции Юго-Западной Азии постепенно начали вести более оседлый образ жизни. Наиболее показательна в этом отношении натуфийская археологическая культура, которая существовала в Леванте в эпоху эпипалеолита около 15–11,7 тысячи лет назад. Эти люди продолжали заниматься охотой, рыболовством, а также промышляли активным собирательством, для чего, в частности, создали развитый сельскохозяйственный инвентарь.

На территории современного Северного Израиля находится археологический памятник Айн-Маллаха. Археологи обнаружили здесь остатки нескольких разновременных поселений натуфийской культуры. В раскопанных в 1996–2005 годах жилищах, очагах и могилах исследователи нашли более 1100 птичьих костей, относящихся ко времени между 10730 и 9760 годом до нашей эры. Анализ этих остатков показал, что население Айн-Маллахи предпочитало охотиться на водоплавающих птиц, мигрировавших в Левант на зимовку. На их долю приходится более 75 процентов идентифицированных особей.

Лоран Давен (Laurent Davin) из Еврейского университета в Иерусалиме совместно с коллегами из Австрии, Израиля, Испании, США и Франции провел повторное исследование птичьих остатков из Айн-Маллахи и обнаружил одну целую и шесть фрагментированных флейт. Хотя подобные предметы в Европе встречаются примерно с 40 тысяч лет назад, в Леванте предметы каменного века, которые с уверенностью можно считать музыкальными инструментами, авторам новой работы неизвестны, или же они требуют дополнительных исследований.

Все флейты из Айн-Маллахи, возраст которых превышает 12 тысяч лет, изготовлены из плечевой, лучевой или локтевых костей крыльев, в которых просверлены от одного до четырех отверстий для зажима пальцами. Судя по следам износа, натуфийцы активно использовали эти музыкальные инструменты.

В двух случаях палеозоологам удалось определить, что в качестве сырья использовались кости чирка-свистунка (Anas crecca) и лысухи (Fulica atra), на долю которых в общей массе птичьих остатков приходится 11,2 и 10,7 процента костей. Еще четыре музыкальных инструмента древние мастера сделали из небольших уток, например, чирка-трескунка (A. querquedula), шилохвости (A. acuta) или широконоски (Spatula clypeata), суммарно на долю которых приходится 17,3 процента птичьих остатков.

Ученые отметили, что натуфийцы сознательно использовали кости этих небольших водоплавающих птиц, хотя среди их добычи присутствовали и более крупные гуси, лебеди и утки. Единственная целая флейта достигала в длину 63,4 миллиметра, а ее диаметр составлял около четырех миллиметров. По мнению авторов новой работы, такие размеры предполагают, что, прежде чем пользоваться подобными флейтами, древние люди должны были потратить определенное время на обучение и обладать ловкостью пальцев.

Чтобы выяснить, как звучали натуфийские флейты, исследователи изготовили три реплики из локтевых костей двух самок кряквы (A. platyrhynchos). С помощью этих музыкальных инструментов они воспроизвели звуки частотой 3000–4200, 4400–5600 и 6050–7650 герц. Среди 58 видов птиц, остатки которых нашли в Айн-Маллахе, только обыкновенная пустельга (Falco tinnunculus) и ястреб-перепелятник издают звуки на похожих частотах.

Исследователи отметили, что остатки этих двух видов птиц из Айн-Маллахи представлены в основном когтями, на которых видны следы обработки человеком. Поэтому они считают, что натуфийцы использовали их в качестве личных украшений. По мнению авторов статьи, вероятнее всего, что флейты представляли собой манки для добычи хищных птиц, которые позволяли заманить их на расстояние выстрела.

Натуфийцы не только охотились на птиц, но и перерабатывали собранные ими злаки. Так, несколько лет назад археологи обнаружили древнейшие известные остатки хлеба, возраст которых составляет примерно 14 тысяч лет. Кроме того, на другом натуфийском памятнике исследователи нашли зернотерку, в которой сохранились остатки ферментированных зерен. Вероятно, это следы древнейшего пива, изготовленного около 13,7–11,7 тысячи лет назад.

Археологи нашли в Израиле древнейшие рыболовные крючки Западной Евразии