Астрономы нашли необычную тройную систему из двух звезд и коричневого карлика

Орбиты компаньонов основной звезды находятся в резонансе

Астрономы обнаружили необычную тройную звездную систему HIP 81208, которая состоит из голубого гиганта, красного и коричневого карликов. При этом орбиты карликов почти ортогональны друг другу, что объясняется орбитальным резонансом Лидова — Козаи. Препринт работы доступен на сайте arXiv.org.

Большинство известных на сегодняшний день экзопланет были открыты при помощи методов транзитной фотометрии и радиальных скоростей, которые несколько хуже подходят для поисков экзопланет на широких орбитах, когда длина большой полуоси орбиты составляет больше нескольких астрономических единиц. Однако прямые наблюдения в сочетании с астрометрическими измерениями позволяют обнаруживать и исследовать крупные планеты и коричневые карлики на широких орбитах вокруг родительских звезд, так как они достаточно яркие и массивные. Это дает возможность ученым изучать механизмы формирования планет и коричневых карликов.

Группа астрономов во главе с Гаятри Вишванатх (Gayathri Viswanath) из Стокгольмского университета сообщила об открытии необычной системы HIP 81208 из двух звезд и коричневого карлика. Оно было сделано в ходе анализа данных наблюдений в период с 2019 по 2022 год при помощи приемника SPHERE, установленного на комплексе телескопов VLT в Чили, в рамках программы BEAST (B-star Exoplanet Abundance Study).

Основная звезда системы HIP 81208 представляет собой молодое (около 17 миллионов лет) и яркое светило спектрального класса B9V, обладающее массой 2,58 масс Солнца. Оно входит в одну из подгрупп OB-ассоциации Скорпиона — Центавра и находится на расстоянии 485 световых лет от Солнца. Вокруг звезды по вытянутым орбитам обращаются два подтвержденных объекта, внутренний компаньон представляет собой коричневый карлик HIP 81208B с массой 67 масс Юпитера и длиной большой полуоси орбиты 53,98 астрономических единиц. Внешний компаньон HIP 81208C представляет собой красный карлик с массой 0,135 массы Солнца и длиной большой полуоси орбиты 234,27 астрономических единиц. Возможно, в системе есть и четвертое тело, тусклая звезда Gaia DR3 6020420074469092608, но пока это не подтверждено.

Система компактна и необычна тем, что орбитальные плоскости компаньонов основной звезды близки к взаимной ортогональности. Предполагается, что имеет место резонанс Лидова — Козаи, при котором орбиты с большими наклонениями могут оставаться стабильными, несмотря на большое значение эксцентриситетов. Это делает HIP 81208 интересной целью для дальнейших наблюдений, как для лучшего понимания ее орбитальной динамики, так и для подтверждения наличия четвертого компонента.

Ранее мы рассказывали о том, как телескоп TESS нашел шесть трижды затменных тройных звезд.

Астрономы отыскали четыре редких белых карлика типа DAQ