Как минимум два из 19 изученных людей происходили не из Леванта
Биоархеологи провели анализ изотопного состава кислорода и/или стронция в костях и зубах 19 человек, раскопанных в древнеримских некрополях Бейрута. Среди этих людей исследователи нашли как минимум двух взрослых, проведших свое детство вне левантийской колонии. Судя по «изотопной подписи», они могли мигрировать в Сирию из южно- и/или западноевропейских территорий Рима или западных районов Малой Азии. Об этом сообщается в статье, опубликованной в Journal of Archaeological Science: Reports.
После победы полководца Гнея Помпея Великого над царем Великой Армении Тиграном II и царем Понта Митридатом VI Римская республика установила контроль над Сирией, превратив ее в 64 году до нашей эры в одну из своих провинций. В скором времени римляне начали осваивать одно из древних поселений этого региона — Бейрут, который находится на берегу Средиземного моря и сегодня представляет собой столицу государства Ливан.
Официально римская колония в Бейруте была создана около 15 года до нашей эры под названием Colonia Iulia Augusta Felix Berytus, но первые ветераны здесь начали селиться здесь еще раньше — после морского сражения при Акциуме, произошедшего в 31 году до нашей эры. Впоследствии Бейрут стал местом постоянного жительства отставных легионеров из V Македонского легиона (Legio V Macedonica) и VIII Августова легиона (Legio VIII Augusta). В целом в римском общественно-политическом устройстве ветеранам отводилась важная роль, особенно в провинциях, поскольку их проживание на периферийных землях помогало Риму быстрее в них закрепиться. Это, в частности, касается и Бейрута, который быстро усвоил латинскую культуру.
Вана Календериан (Vana Kalenderian) из Гронингенского университета совместно с коллегами из Бельгии, Великобритании, Ливана и Нидерландов сообщила, что в 2006–2015 годах археологи раскопали в Бейруте 189 разного рода погребений римского времени, содержащих останки 286 человек. В основном они представляли собой простые могильные ямы, хотя встречались и более сложные каменные гробницы.
Ученые отобрали останки 19 человек, большая часть из которых умерла во взрослом возрасте, чтобы выяснить, кто из них мог родиться за пределами Бейрута. Для этого они обратились к анализу изотопного состава стронция (n = 19) и кислорода (n = 17), а также отправили на радиоуглеродное датирование останки 18 человек.
В результате для радиоуглеродного анализа оказались пригодны останки десяти человек. Объединив полученные данные с археологическими датировками, исследователи пришли к выводу, что изученные захоронения относятся к концу I века до нашей эры — IV веку нашей эры. Причем они разделили эти захоронения на два периода: ранний (I век до нашей эры — начало II века нашей эры) и средний/поздний (конец I века нашей эры — IV век нашей эры).
Анализ соотношения стабильных изотопов стронция показал, что подавляющее большинство людей (n = 17) родились в Бейруте или в районе с аналогичными геологическими и изотопно-геохимическими характеристиками. Лишь два человека, по данным ученых, наверняка провели свое детство в другом регионе: взрослый индивид (2469), умерший в возрасте 30–50 лет, и женщина (1420), прожившая 35–55 лет.
Кроме того, изотопный состав кислорода показал, что еще два других человека могли происходить не из Бейрута (индивиды 1902 и 2284), поскольку при жизни они пили воду с более высоким содержанием кислорода-18, нежели в этом городе. Однако в этом случае ученые отметили, что нельзя с полной уверенностью считать их мигрантами (они обозначили их, как мигранты под вопросом).
Исследователи отметили, что такое небольшое количество неместных жителей (от двух до четырех), на их взгляд, кажется необычным, поскольку Бейрут был первой римской колонией на Ближнем Востоке. Но, возможно, причина кроется в том, что Бейрут по геологическим и изотопно-геохимическим характеристикам схож со многими другими районами Средиземноморья. Кроме того, картину может прояснить более масштабное исследование других останков.
Отдельное внимание ученые уделили двум людям, «изотопная подпись» которых явно указывает на неместное происхождение. Оба человека жили во время раннего римского периода и провели свое детство, вероятно, в разных частях римской империи. На общем фоне выделяется погребение индивида 2469, поскольку оно отличается по обряду. Так, его останки были кремированы, помещены в свинцовый сосуд. Затем этот сосуд положили в каменную емкость и закопали в землю.
В обсуждении новой работы ученые высказали несколько идей, откуда могли происходить все четверо потенциальных мигрантов. Так, взрослая женщина (2469), судя по изотопам стронция, вполне могла провести свое детство на территории современной Италии или Франции. При этом они допустили, что женщина в качестве члена семьи могла прибыть в Бейрут вместе с одним из ветеранов VIII Августова легиона, который Юлий Цезарь сформировал в I веке до нашей эры для вторжения в Галлию. По данным исследователей, индивид 1420 вполне мог происходить из западных провинций (с территории Франции или Испании) или с запада Малой Азии. Кроме того, происхождение индивидов 1902 и 2284, возможно, связано с Южным Левантом или западными районами Малой Азии. Последний также мог происходить с Крита.
Ранее на N + 1 рассказывали, как изотопы стронция помогли пролить свет на более древнюю историю. Так, ученые выяснили, что два иберийских неандертальца в течение своей жизни были мобильнее носителя мадленской культуры, жившего в этом же регионе спустя несколько десятков тысяч лет.
Его останки нашли еще в 1953 году недалеко от Стокгольма
Группа ученых изучила останки так называемого Гранхаммарского человека, которые нашли в Швеции вместе с набором орудий в 1953 году. Исследователи выяснили, что кости принадлежали взрослому мужчине, жившему около 800 года до нашей эры, который погиб из-за множественных ранений. На его черепе и костях левой руки ученые обнаружили больше трех десятков предсмертных повреждений, которые, видимо, были нанесены топором. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Praehistorische Zeitschrift.