Генетики отсеквенировали ДНК дочери короля Альфонсо X Кастильского

Она жила в XIII веке

Палеогенетики прочитали ДНК принцессы Леоноры — дочери короля Кастилии и Леона Альфонсо X, которая умерла в юношеском возрасте во второй половине XIII века. Они подтвердили, что большинство предков этой девушки происходили из Европы, а также определили некоторые черты ее внешности. Похоже, что у нее была светлая кожа, темные волосы и зелено-карие глаза. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Genealogy.

В XIII веке больше трех десятилетий на престоле Кастилии и Леона находился король Альфонсо X, прозванный Кастильским и Мудрым. Прожив больше 60 лет (1221–1284 годы), Альфонсо успел завести множество детей как от супруги Виоланты Арагонской, так и от нескольких любовниц. Одной из его законных дочерей была Леонора, родившаяся в 1256 или 1257 году и умершая в 1275 году.

О том, почему Леонора умерла в юношеском возрасте, остается неизвестно. Исторические источники указывают на то, что это событие произошло во время поездки королевской семьи во Францию. Альфонсо X распорядился, чтобы ее похоронили в королевском аббатстве Святого Доминика в Бургосе, где ее тело и находилось в течение всех минувших столетий.

В 2014 году ученые из разных областей науки получили возможность изучить мумифицированные останки Леоноры. Исследователи не только просветили ее саркофаг с помощью компьютерной томографии, но изучили непосредственно сами останки, которые были завернуты в белую ткань. Антропологи пришли к выводу, что биологический возраст девушки на момент смерти составлял около 17–18 лет, а ее рост — примерно 170 сантиметров. Микроскопическое и гистологическое исследования не выявили у нее никаких патологий.

На этот раз испанские ученые во главе с Сарой Паломо-Диес (Sara Palomo-Diez) из Мадридского университета Комплутенсе представили результаты палеогенетического анализа останков Леоноры, для чего они отобрали два хорошо сохранившихся нижних левых премоляра. Им удалось прочесть митохондриальный геном принцессы, а также изучить небольшое количество однонуклеотидных полиморфизмов ядерного генома.

В результате проведенного исследования они определили у Леоноры митохондриальную гаплогруппу K1a4a1a, которая сегодня распространена в Европе, что согласуется с генеалогическими данными о происхождении ее матери. Ученые отметили, что гаплогруппа K, по современным оценкам, возникла на Ближнем Востоке, а ее самый древний известный носитель жил на территории Сирии около восьми тысяч лет назад. К этой же линии (гаплогруппа K1) относился знаменитый ледяной человек Этци, мумию которого больше 30 лет назад нашли в Альпах (подробнее об этой находке можно прочитать в материале «Из пропасти во льду»).

Анализ однонуклеотидных полиморфизмов ядерного генома подтвердил, что большинство предков Леоноры происходили из Европы. Эта работа также позволила определить некоторые черты внешности принцессы, которые неизвестны из исторических источников. Так, исследователи определили, что девушка была светлокожей и темноволосой, а ее глаза, по всей видимости, были зелено-карие.

Ранее на N + 1 рассказывали об исследовании ДНК представителей венгерской королевской семьи. Ученые прочитали геномы сына и внука средневекового короля Матьяша Корвина, останки которых покоились в монастыре в хорватском городе Лепоглава.

У мумифицированной родственницы Бориса Джонсона нашли нетуберкулезный микобактериоз