Бразильские зоологи встретили гигантского муравьеда-альбиноса

Его назвали Алвиньо

Бразильские зоологи поделились свежими фотографиями гигантского муравьеда-альбиноса по имени Алвиньо. Увидеть их можно на страничке проекта Anteaters and Highways Project в фейсбуке*. Впервые необычного зверя встретили в декабре прошлого года, когда он был еще детенышем, а теперь он вырос и скоро достигнет половой зрелости. По словам ученых, это второй известный и единственный ныне живущий гигантский муравьед с альбинизмом.

Альбиносами называют животных, у которых из-за нарушенного синтеза меланина (а в случае рептилий — и ряда других пигментов) кожа, шерсть, перья и чешуя окрашены в белый цвет, а глаза — в розовый или бледно-голубой. Считается, что таким особям трудно выживать в дикой природе, поскольку они хорошо заметны для хищников и не защищены от ультрафиолетового излучения. Тем не менее, альбиносы неизменно вызывают интерес у ученых и даже далеких от зоологии людей. Например, в прошлом году мы рассказывали о том, как фотографы обнаружили детеныша индийской лопастной черепахи (Lissemys punctata) с альбинизмом.

Бразильские зоологи из Института охраны диких животных (Wild Animal Conservation Institute — ICAS) сообщили о еще одном необычном случае альбинизма. В декабре 2022 года исследователи, которые в ходе проекта Anteaters and Highways Project оценивали риск гибели гигантских муравьедов (Myrmecophaga tridactyla) на автомобильных трассах, встретили на одном из ранчо в штате Мату-Гросу-ду-Сул самку муравьеда нормальной окраски, на спине у которой сидел детеныш-альбинос. Ему было не больше десяти месяцев — именно до этого возраста юные муравьеды катаются на матерях.

Детеныша, который получил прозвище Алвиньо, удалось поймать и пометить GPS-передатчиком для отслеживания перемещений. Исследователи опасались, что юный муравьед быстро погибнет из-за многочисленных проблем, с которыми сталкиваются альбиносы в дикой природе. Тем не менее, Алвиньо смог дожить до годовалого возраста. Десятого мая сотрудники Института охраны диких животных опубликовали на своей страничке в фейсбуке свежие снимки этого необычного зверя, По словам ученых, сейчас Алвиньо близок к половой зрелости, весит уже четырнадцать килограммов и достигает полутораметровой длины.

Алвиньо перерос свой детский жилет с GPS-передатчиком, так что несколько месяцев назад его пришлось заменить на новый. По словам ученых, они продолжат наблюдать за жизнью муравьеда-альбиноса, но не намерены вмешиваться в естественные природные процессы, поэтому не станут вмешиваться, если он заболеет или на него нападет хищник.

Алвиньо — второй известный ученым гигантский муравьед с альбинизмом. Первого исследователи обнаружили в том же районе в 2021 году. Это был молодой самец, которого убил и съел хищник. Существуют опасения, что рост числа муравьедов-альбиносов может указывать на инбридинг из-за близкородственного скрещивания, которое, в свою очередь, связано с разрушением среды обитания.

У гигантских муравьедов плохо развита терморегуляция, поэтому в плохую погоду они прячутся среди деревьев. К сожалению, во многих местах обитания муравьедов значительную часть деревьев вырубили ради сельского хозяйства — и это притом, что в связи с климатическими изменениями эти звери как никогда нуждаются в лесах.

*Facebook принадлежит компании Meta, деятельность которой запрещена в России