Астрономы впервые увидели сверхновую типа Ia в радиодиапазоне

SN 2020eyj была обнаружена в марта 2020 года

Астрономы впервые обнаружили радиоизлучение от вспышки сверхновой типа Ia. Предполагается, что оно возникло при взаимодействии расширяющейся ударной волны от взрыва белого карлика с околозвездным веществом, богатым гелием. Статья опубликована в журнале Nature.

Вспышки сверхновых типа Ia возникают, когда масса белого карлика превышает предел Чандрасекара, что ведет к термоядерному взрыву, при этом сами механизмы взрыва остаются предметом обсуждений среди астрофизиков. Набрать большую массу карлик может при аккреции вещества звезды-компаньона в двойной системе или при слиянии двух белых карликов. Сверхновые типа Ia крайне важны для астрономов, так как обладают почти одинаковой пиковой светимостью, что дает возможность ученым использовать их в качестве стандартных свечей для определения расстояния до галактик, в которых они находятся.

Группа астрономов во главе с Эриком Кулом (Erik C. Kool) из Стокгольмского университета сообщила о первом случае наблюдения радиоизлучения от сверхновой типа Ia. Речь идет о вспышке SN 2020eyj, которая была впервые обнаружена 7 марта 2020 года наземной оптической системой Zwicky Transient Facility, а 23 марта — системой ATLAS. Ученые также анализировали данные наблюдений радиоинтерферометра e-MERLIN, инфракрасного телескопа NEOWISE, рентгеновского телескопа Swift, а также спектральные данные с нескольких наземных телескопов. Сверхновая вспыхнула в тусклой, маломассивной и компактной галактике SDSS J111147.15+292305.9 со значением красного смещения z = 0,0297.

Первоначально спектр вспышки был похож на тип Ia, однако спустя 131 день стал похож на сверхновую типа Ibn, при которой есть взаимодействие расширяющейся оболочки с богатым гелием околозвездным веществом. Обнаруженное радиосинхротронное излучение от вспышки, обнаруженное на 605 и 741 день после открытия, подтверждает идею о том, что звезда-компаньон белого карлика могла быть гелиевой звездой с начальной массой 1-2 массы Солнца, которая до взрыва активно теряла в окружающую среду свое вещество за счет ветров или взаимодействий с карликом. После взрыва карлика распространяющаяся ударная волна столкнулась с оболочкой из выброшенного ранее вещества звезды-компаньона, которая могла иметь массу около 0,36 массы Солнца. Предполагается, что около 10 процентов всех вспышек сверхновых типа Ia могут возникать по такому сценарию.

Ранее мы рассказывали о том, как ученые нашли будущего прародителя сверхновой типа Ia.

Планетологи нашли на Марсе потухший гигантский вулкан