Астрономы нашли будущего прародителя сверхновой типа Ia

Астрономы отыскали нового кандидата в прародители сверхновой типа Ia, это очень молодая четверная система звезд HD 74438. Ожидается, что в будущем в системе образуются белые карлики, слияние которых и приведёт к взрыву. Статья опубликована в журнале Nature Astronomy.

Сверхновые типа Ia возникают, когда масса белого карлика, аккрецирующего вещество звезды-компаньона в двойной системе, превышает предел Чандрасекара, из-за чего происходит термоядерный взрыв или при слиянии двух белых карликов. Для астрономов такие вспышки важны с точки зрения  определения расстояния до галактик, в которых они находятся. При этом механизмы взрыва до сих пор плохо изучены и ученые помимо изучения остатков сверхновых ищут их будущих прародителей, в роли которых могут выступать не только двойные, но и тройные или четверные звездные системы.

Группа астрономов во главе с Тибо МерльВью (Thibault Merle) из Свободного университета Брюсселя сообщила, что определила нового будущего прародителя сверхновой типа Ia, которым стала четверная звездная система HD 74438. Она была открыта в 2017 году в рамках обзора неба Gaia-ESO Survey. Последующие наблюдения за системой при помощи наземных телескопов позволили определить ее свойства.

HD 74438 входит в состав одного из ближайших к Солнцу молодых (около 43 миллионов лет) рассеянных скоплений IC 2391, расположенной в созвездии Паруса. Она состоит из двух короткопериодных пар звезд, одна из которых обращается вокруг другой с орбитальным периодом 5,7 лет. Спектральный класс системы был оценен как А5.

Ученые пришли к выводу, что орбитальное взаимодействие звёзд между собой и их эволюция приведут к тому, что в дальнейшем в системе образуются белые карлики. Их слияние, которое произойдёт в течение будущих нескольких миллиардов лет, и приведёт к взрыву сверхновой субчандрасекаровского типа.

Ранее мы рассказывали о том, как каплевидная звезда указала на будущего прародителя сверхновой типа Ia.

TESS отыскал горячую суперземлю с гигантским железным ядром